Для крупнейшего в России госзаказа на гражданские вертолеты нет денег

«Вертолеты России» пока поставили бесплатно первые восемь вертолетов из 150
Сергей Карпухин / ТАСС

Холдинг «Вертолеты России» 8 февраля передал компании «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) первые восемь вертолетов в санитарной комплектации: четыре Ми-8АМТ и четыре «Ансата». Всего НССА в сентябре 2018 г. заказала 104 «Ансата» и 46 Ми-8, покупать их должна лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» и передавать НССА в лизинг. Поставки всех 150 машин должны завершиться в 2021 г. Стоимость контракта – почти 40 млрд руб., говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Бесплатная поставка

«Вертолеты России» и «Авиакапитал-сервис» входят в госкорпорацию «Ростех», в НССА у «Ростеха» 25%, 75% контролирует Иван Яценко. Он владеет группой «Хелидрайв», которая несколько лет занимается авиационной эвакуацией в Ленинградской области.

Но «Авиакапитал-сервис» отказался быть лизингодателем для НССА, говорят два человека, знающих это от сотрудников «Ростеха». Причина – сомнения в платежеспособности НССА, уверяет один из собеседников: компания только создана, а имущества должна получить на десятки миллиардов рублей.

Два человека, близких к «Ростеху», подтвердили, что «Авиакапитал-сервис» в поставках вертолетов не участвует. Первые восемь вертолетов получила и передала НССА другая компания «Ростеха» – «Нацпромлизинг». Но за технику «Вертолетам России» «Нацпромлизинг» заплатит только через полгода, говорит человек, знающий это от сотрудников «Ростеха». Это подтвердили два человека, близких к госкорпорации. Обычно покупатель полностью оплачивает технику еще до поставки, указывают топ-менеджеры двух лизинговых компаний.

Вертолетам надо добраться до мест дежурства в регионах, НССА должна создать там базы, поэтому покупателю предоставлен льготный период, объяснил человек, близкий к «Ростеху». Вертолеты будут дежурить в Санкт-Петербурге, Амурской, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Новосибирской, Магаданской, Свердловской областях и Хабаровском крае, сообщал «Ростех».

Представитель «Вертолетов России» детали контракта с НССА и «Нацпромлизингом» не комментирует: «В зависимости от комплектации вертолетов, объемов контракта и экономического положения заказчика холдинг применяет различные финансовые инструменты и механизмы поставок, в том числе с использованием рассрочки».

НССА обращалась также в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК, принадлежит Минтрансу), которая в 2017–2018 гг. уже поставила 60 санитарных вертолетов другим авиакомпаниям, говорит один из собеседников и подтверждает человек, близкий к Минтрансу. Но договориться не удалось, так как НССА хотела более низких лизинговых ставок, чем давала ГТЛК.

Сейчас обсуждается схема финансирования этого контракта. Когда она будет выбрана, то покупателем вертолетов и лизингодателем сможет быть как «Авиакапитал-сервис», так и «Нацпромлизинг», говорят два человека, близких к «Ростеху».

«НССА обращалась к нам, но до контракта дело не дошло. ГТЛК готова работать с НССА по текущим лизинговым ставкам», – подтверждает представитель ГТЛК. В НССА и лизинговых компаниях «Ростеха» направили за комментариями в госкорпорацию, представитель последней от комментариев отказался.

Доктор «Ростех»

Программа санитарной авиации была запущена в 2017 г. Ее цель – обновление парка российских авиакомпаний и поддержка авиапрома. В 2017–2018 г. ГТЛК получила из бюджета на нее 8,1 млрд руб., это позволило устанавливать пониженные лизинговые ставки. Машины для программы «Вертолеты России» продают близко к себестоимости: «Ансат» – примерно за 225 млн руб., Ми-8АМТ/МТВ – примерно за 350 млн руб. при рыночной цене соответственно 300 млн и 450–500 млн руб. Закупку самолетов региональным минздравам субсидирует федеральный бюджет: по 3,3 млрд в 2017 и 2018 гг., около 4,5 млрд – в 2019 г.

Благодаря этой программе «Вертолеты России» увеличили в несколько раз выпуск гражданских машин в 2017–2018 гг. примерно до 70 в год, ранее их выпуск составлял около полутора десятков в год. ГТЛК поставила за два года 60 санитарных вертолетов: 18 «Ансата» и 42 Ми-8АМТ/МТВ.

В 2018 г. «Ростех» предложил создать единого санитарного оператора. Им стала НССА. В конце 2018 г. правительство своим постановлением разрешило региональным ведомствам заключать с НССА контракты на эвакуацию без конкурса. Оплата ее услуг считается по определенной формуле стоимости летного часа. Но НССА льготой вряд ли воспользуется, так как по этой формуле летный час стоит 120 000–130 000 руб. – это намного ниже точки безубыточности, говорит сотрудник вертолетной компании. Для работы с минимальной рентабельностью или хотя бы в ноль летный час должен стоить примерно 175 000–185 000 руб. Поэтому НССА придется участвовать в конкурсах, добавляет он.

Из 10 перечисленных «Ростехом» регионов у НССА согласно «СПАРК-Интерфаксу» пока есть контракты только в трех – Санкт-Петербурге, Ленинградской и Свердловской областях. Суммарно – на 214,3 млн руб. Выиграло их, правда, не СП с «Ростехом», а одноименное ООО, полностью принадлежащее Яценко. Летный час по этим контрактам будет закуплен в среднем за 166 500 руб.

В статье уточняются данные о поставке вертолетов ГТЛК.