Минтранс помирился с Чехией в ущерб «Аэрофлоту»

В обмен на снятие ограничений на полеты из Жуковского Czech Airlines сможет чаще летать над Россией из Праги в Сеул
Андрей Гордеев / Ведомости

Конфликт между авиавластями России и Чехии прекращен. В Праге 13 сентября завершились консультации авиавластей России и Чехии, сообщил представитель российского Минтранса. Договорились снять ограничения по количеству рейсов на линии Жуковский – Прага. Сейчас этим маршрутом летают только «Уральские авиалинии». На линии может быть допущено лишь по одной авиакомпании от каждой страны, частота рейсов не может превышать семь в неделю.

Летом российский Минтранс потребовал согласовать еще одного перевозчика на линии Москва – Прага или дополнительные семь частот на маршруте Жуковский – Прага. Чехии это было невыгодно, так как авиакомпании этой страны маленькие и не могут летать так же часто, как российские. Из «Шереметьево» в Прагу шесть раз в сутки летает «Аэрофлот» и дважды – Czech Airlines. В случае отказа Россия грозила не продлить Czech Airlines разрешение на беспосадочный пролет над Сибирью из Праги в Сеул.

Чешские авиавласти в ответ запретили российским авиакомпаниям 43 из 57 полетов в неделю: у «Аэрофлота» осталось лишь два рейса в сутки, «Уральские авиалинии» (из Жуковского и Екатеринбурга) и «Победа» (в Карловы Вары) ушли с маршрута.

Правда, обошлось без потерь. Страны почти сразу же выдали авиакомпаниям временные разрешения и решили договориться окончательно по завершении летнего сезона в сентябре.

Минтранс Чехии подтвердил либерализацию на линии Жуковский – Прага. Взамен Czech Airlines сможет увеличить частотность на линии Прага – Сеул. Причем разрешения будут выданы на постоянной основе, добавил представитель минтранса Чехии. Все новые частоты будут доступны с конца марта 2020 г. Сейчас Czech Airlines летает из Праги в Сеул четыре раза в неделю. Представители обоих министерств не уточнили, как увеличится эта частотность.

Такое соглашение выгоднее чешской стороне. Транссибирские направления очень привлекательны и многие иностранные авиакомпании просят доступа на магистраль или увеличения частот на ней, рассказали два близких к «Аэрофлоту» человека. Но Россия новых слотов не выдает. Так защищаются интересы «Аэрофлота», для которого маршрут Европа – Юго-Восточная Азия является главным транзитным направлением перевозок с пересадкой в «Шереметьево». В 2018 г. у «Аэрофлота» было 4,8 млн транзитных пассажиров на международных линиях, к 2023 г. он хочет увеличить их количество до 10–15 млн человек.

Очевидно, что эта договоренность будет в ущерб «Аэрофлоту», который потеряет пассажиров на линии Прага – Сеул с пересадкой в «Шереметьево», признают два близких к перевозчику человека. Более того, Czech Airlines сможет сделать привлекательным транзит из других европейских городов в Прагу и затем прямым перелетом в Сеул, добавляет один из собеседников.

Представители «Аэрофлота» и Минтранса России на запросы «Ведомостей» не ответили.