Производитель пива «Клинское» готов выпускать и бесплатно раздавать санитайзеры

Для этого он просит правительство о разрешении работать с этиловым спиртом без лицензии
Производитель пива AB InBev Efes (на фото) готов организовать на своих заводах в России производство гелей для дезинфекции рук (санитайзеров)/ TASS

Производитель пива AB InBev Efes готов организовать на своих заводах в России производство гелей для дезинфекции рук (санитайзеров). Об этом говорится в письмах президента компании Дмитрия Шпакова премьеру Михаилу Мишустину и в Росалкогольрегулирование (РАР). «Ведомости» ознакомились с письмом, его отправку и подлинность подтвердил представитель компании. Представитель РАРа подтвердил получение, пресс-служба правительства отказалась от комментариев.

Компания хотела бы выпускать эти средства по одному из рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения рецептов – из этилового спирта, перекиси водорода и глицерина. Однако наладить их производство непросто из-за законодательных ограничений: нужна лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции. Ее получение займет долгое время, поэтому компания просит правительство временно упростить порядок такого производства, т. е. разрешить обойтись без лицензии.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев объясняет инициативу дефицитом санитайзеров. Из-за коронавируса возник повышенный спрос на антибактериальные средства, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. За 11 недель 2020 г. через аптечные сети продано 2,1 млн упаковок санитайзеров – на 18,4% больше, чем год назад, по данным DSM Group.

AB InBev Efes – крупнейший по итогам 2019 г. производитель пива («Клинское», Bud и др.) в России. Компания хочет выпускать санитайзеры для своих сотрудников, а также готова бесплатно передавать их медицинским учреждениям и другим организациям, говорит Дурдыев. Компания может производить 400 л в день, если будет разливать только собственными силами, а при упаковке также на сторонних заводах производство будет больше, говорит Дурдыев. То есть минимальное годовое производство могло бы достичь 146 000 л, подсчитали «Ведомости». Это 15% от всех продаж через аптечные сети в 2019 г. (948 386 л), исходя из данных DSM Group.

Такую безвозмездную помощь Anheuser-Busсh InBev оказывала и в других странах. Например, в Бразилии, странах Европы и некоторых других странах компания бесплатно поставляет производителям дезинфицирующих средств спирт, образовавшийся после производства безалкогольного пива. Из этого спирта в Бразилии произведено 500 000 упаковок геля, в Европе планируется произвести 26 000 упаковок, рассказывает Дурдыев.

Из-за повышенного спроса санитайзеры в России дорожают – за последние недели производители повысили стоимость в 2–3 раза, рассказывает Шуляк, при низкой себестоимости розничная цена довольно высока – более 100 руб. за упаковку 50 мл. Сами производители рост цен не подтверждают. Например, «Бентус лаборатории» (производитель Sanitelle) сдерживают рост цен, утверждает представитель компании, из-за повышенного спроса приходится работать круглосуточно в три смены.

С похожими инициативами в России и в мире выступали производители алкоголя, косметики и парфюмерии. Французский производитель алкоголя Pernod Ricard обязался передать 70 000 л спирта Laboratoire Cooper, которая снабжает антисептическими гелями аптеки Франции. Владелец LVMH Бернар Арно объявил, что на трех фабриках во Франции, где прежде делали духи и косметику Christian Dior, Guerlain и Givenchy, будут производить антисептические гели. В России об этом объявили производители косметики MIXIT и Faberlic. В их основе изопропиловый спирт, лицензия на который не требуется. Faberlic готова выпускать гель для рук – по 1,5 млн упаковок объемом 50 мл в неделю, говорит представитель компании. Она готова передать их бесплатно в штаб по борьбе с коронавирусом, когда продукт будет сертифицирован. Также компания будет продавать эти средства через свой сайт и распространителей по 99 руб. за упаковку. MIXIT продает антисептики по 245 руб. за 50 мл, а также передает бесплатно в благотворительные фонды, говорит гендиректор MIXIT «Лаборатория современной косметики» Анастасия Черданцева.

У российских производителей крепкого алкоголя пока нет подобных планов. Для выпуска санитайзеров нужна другая лицензия и другое оборудование, говорит представитель Beluga Group, на получение лицензии и перепрофилирование производства может уйти год. ГК «Руст» не получала просьб о перепрофилировании производства, говорит представитель группы: в стране нет недостатка в неупакованных спиртовых растворах, а на складах государственного «Росспиртпрома» хранятся миллионы литров конфискованного спирта.

Именно «Росспиртпром» – крупнейший в России производитель и поставщик этилового спирта, занимающий более половины рынка. Его основные потребители – алкогольные компании, а на производителей санитайзеров обычно приходится менее 1% продаж, но в последнее время спрос растет, говорит представитель компании. Использовать конфискованный спирт теоретически можно, продолжает он, но решения по конфискованной продукции принимает суд.

Появление альтернативных производителей санитайзеров помогло бы людям защищаться от вируса и предотвратило бы дальнейший рост цен на них, считает Шуляк. А вот представитель «Бентус лабораторий» инициативу непрофильных компаний выпускать санитайзеры прокомментировал так: «Объявлять могут многие, пусть реально помогут».