Авиаперевозки по России к концу марта могут упасть вдвое

Россияне отказываются от перелетов из-за коронавируса
Международная ассоциация аэропортов (МАА) сообщила, что в 28 региональных аэропортах суммарное снижение пассажиропотока на этой неделе достигло 40%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Международная ассоциация аэропортов (МАА) сообщила, что в 28 региональных аэропортах суммарное снижение пассажиропотока на этой неделе достигло 40%, а к концу месяца падение достигнет и может превысить 60%. В расчетах использовались данные аэропортов, входящих в холдинги «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга (семь аэропортов), «Базэл аэро» Олега Дерипаски (три), «Новапорт» Романа Троценко (17), а также входящего в десятку крупнейших в России аэропорта Симферополя.

Имеется в виду, что на этой неделе трафик к аналогичным датам марта 2019 г. снизился на 30–40%, а к концу марта снижение «день в день» вырастет до 60%, поясняет сотрудник одного из холдингов. По итогам марта в целом снижение будет ниже, ведь международные рейсы закрывались и спрос на внутренние падал постепенно с начала месяца, добавляет собеседник.

Полеты в Китай из региональных аэропортов были запрещены из-за коронавируса в конце января, а в Южную Корею – в феврале. В марте Россия и другие страны стали ограничивать полеты в Европу, Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Америку, в итоге международные перевозки прекратили все авиакомпании, лишь рейсы по считанным направлениям в несколько европейских столиц и в Нью-Йорк еще выполняет «Аэрофлот».

Люди боятся летать даже по России, рассказывали сотрудники нескольких авиакомпаний, падение загрузки на внутренних рейсах составляет 15–30%. Но прогноз МАА предполагает, что внутренние перевозки к концу марта могут сократиться вдвое. Дело в том, у «Аэропортов регионов» из 15,6 млн пассажиров в 2019 г. на международные линии пришлось только 25%, у «Базэл аэро» из 13 млн лишь 11%, а у «Новапорта» из 23 млн примерно 20%. То есть эти холдинги обслужили суммарно 51,6 млн пассажиров, в том числе примерно 20%, или 10 млн человек, на международных рейсах. Падение суммарного трафика на 60% при полном исчезновении международных рейсов означает сокращение российских перевозок в среднем на 50%, подсчитали «Ведомости».

Московские аэропорты «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» в концу марта могут растерять еще более значительную долю трафика, ведь в их суммарном пассажиропотоке за 2019 г. 48,7% пришлось на международные рейсы – 49,6 млн из общих 101,7 млн человек. Международные перевозки полностью прекращены во «Внуково» и «Домодедово», считанные проценты былого иностранного трафика сохранились в «Шереметьево», куда летает «Аэрофлот».

За первую половину марта снижение международного трафика составило 13% к аналогичному периоду 2019 г., говорит представитель «Домодедово». Аэропорт разрабатывает схему частичного закрытия галереи международных вылетов, приняты меры по оптимизации расходов, среди них переход на неполную занятость.

Представитель «Шереметьево» данные по трафику не раскрывает, но отмечает, что аэропорт сократил расходы, в том числе вывел из эксплуатации два из пяти терминалов (Е и С) и оптимизировал график работы персонала.

Представитель «Внуково» от комментариев отказался.

Показательна динамика падения, которую уже набрал этот процесс, сообщает МАА: сейчас трафик падает на 7–10% в сутки. При этом он немного поддерживается эвакуационными рейсами, возвращающими россиян из-за рубежа, этот процесс скоро завершится. Уже в апреле авиаперевозки могут остановиться почти полностью, сообщает МАА.

Сильно также пострадает аэропорт Владивостока, в его трафике примерно 50% формировали международные рейсы в Азию, говорит человек, близкий к аэропорту. Получить комментарии представителя в среду вечером не удалось. В другом крупнейшем аэропорту Дальнего Востока – Хабаровска – общий пассажиропоток за первые 22 дня марта упал на 13%, в том числе на 34% сократились международные перевозки, говорит представитель аэропорта.

При этом авиакомпании, чтобы не растерять клиентов, снижают и так убыточные для авиакомпаний тарифы. «Аэрофлот» на прошлой неделе примерно вдвое сократил цены на российские рейсы с вылетом в марте, апреле и мае.

Такое снижение даже российских перевозок логично: в США внутренние перевозки практически полностью останавливаются, это же грозит и России, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Аэропорты, как и авиакомпании, имеют значительные постоянные затраты, многие обслуживают взятые на модернизацию крупные кредиты, продолжает он: «Вся отрасль поражена, и ей потребуется полная компенсация недополученных доходов примерно в течение 3–4 месяцев, иначе она просто перестанет существовать и восстанавливать ее будет очень сложно».