Россияне самоизолировались с алкоголем

Пик спроса в рознице пришелся на конец марта
Андрей Гордеев / Ведомости

Исследовательская компания Nielsen зафиксировала всплеск продаж алкоголя в крупнейших торговых сетях (супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, продающие 76% всех товаров повседневного спроса в России) в последнюю неделю марта.

Продажи алкоголя начали расти одновременно с началом ажиотажного спроса на другие продукты питания, примерно с 9–10 марта, но с каждой неделей прирост увеличивался и достиг пика в последнюю неделю.

Так, продажи водки за 23–29 марта в натуральном выражении увеличились на 31% по сравнению с аналогичной неделей 2019 г., а в сравнении со среднегодовым значением темп роста ускорился втрое. Похожая ситуация и с пивом: его продажи за этот период выросли на 25%, темп прироста также утроился. Продажи виски выросли на 47%, прирост ускорился в 2,5 раза. А вот продажи игристого вина приросли только на 5%, темп прироста ниже среднего более чем в 2 раза.

Подсчеты Nielsen подтверждают также и представители «Магнита» и «Ленты». Продажи активизировались в последнюю неделю марта: водки продано на 15% больше, чем за аналогичную неделю 2019 г., вина – на 20%, добавляет представитель красноярского «Командора», крупнейшего ритейлера в Восточной Сибири. Однако прироста продаж алкоголя за весь март не произошло, говорит он.

У «Глобуса» в марте выросли продажи ликероводочных изделий более чем на 14%, рассказывает представитель ритейлера. Наибольшей популярностью пользуется дорогой крепкий алкоголь (джин, ром, текила), он показал рост почти на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В апреле тенденция продолжает набирать обороты, говорит собеседник «Ведомостей». Рост спроса представитель «Глобуса» связывает с тем, что часть алкоголя импортная и покупатели опасаются изменения цены в будущем, поэтому делают запасы.

Директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев называет несколько причин такой динамики. Во-первых, в первые недели ажиотажного спроса, которые были в середине марта, большинство покупателей запасались товарами длительного хранения (крупами, макаронами и т. д.), а алкоголь отошел на второй план. И, только создав запасы, часть потребителей стали добирать и алкоголь. Во-вторых, на рост спроса в рознице повлияло закрытие кафе и ресторанов. При этом алкоголь, в отличие от продуктов питания, онлайн заказать нельзя, поэтому потребители перешли в магазины, рассуждает эксперт.

Действительно, в последнюю неделю марта отмечался более заметный прирост продаж алкоголя, говорит президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев. По его мнению, это говорит не о росте потребления алкоголя, а о том, что потребители решили сделать запасы, чтобы меньше выходить из дома. Это подтверждает статистика Росалкогольрегулирования (РАР) за месяц, не отмечавшая существенного прироста продаж, а также последовавший спад продаж в первую неделю апреля, говорит он.

По данным РАР, суммарные розничные продажи водки в марте даже немного не дотянули до уровня марта 2019 г. и составили 5,9 млн дал. Продажи тихих виноградных вин в марте увеличились на 0,7% до 4,3 млн дал. А вот продажи игристых вин снизились на 5,3% до 1,28 млн дал. При этом по некоторым алкогольным категориям, где высока доля импорта в продажах, был заметный рост продаж: розничные продажи виски в марте выросли на 12,6% до 348 000 дал, свидетельствуют данные службы.

Данных РАР о пиве пока нет, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. В марте торговые сети, с которыми сотрудничает компания, отмечали небольшой рост продаж, совпавший со всплеском спроса на товары повседневного спроса в преддверии режима всеобщей самоизоляции, добавил он.

Сейчас потребители делают покупки многих товаров впрок, в том числе и алкоголя, констатирует Косарев. Пока сложно однозначно сказать, устойчивый ли это рост или временное перераспределение продаж межу неделями, говорит Дурдыев. Как показывает опыт зарубежных стран, ажиотажный спрос на товары через некоторое время, как правило, сменяется падением, добавляет он.

Ранее, примерно в середине марта, в торговых сетях возник ажиотаж на повседневные товары – крупы, макароны, туалетную бумагу. В итоге с 16 по 22 марта продажи всех потребительских товаров выросли на 34,4% в натуральном выражении по сравнению с аналогичной неделей прошлого года. Прирост стал рекордным, побив даже прирост продаж в предновогоднюю неделю. Но уже c 23 по 29 марта темпы роста замедлились до 26,3%. «Лента» сейчас не наблюдает роста спроса на продукты первой необходимости, говорит ее представитель. Ажиотажный спрос на товары первой необходимости пошел на спад, подтверждает представитель «Командора».

С конца марта некоторые регионы решили ввести ограничения на торговлю алкоголем, после того как президент Владимир Путин объявил неделю выходных, которые потом продлил до конца апреля. Они опасались массовой алкоголизации населения и роста преступлений на почве потребления алкоголя. Например, власти Забайкальского края полностью запретили продажи, в Кемеровской области закрыли алкомаркеты.

Некоторые субъекты обошлись частичными ограничениями, сократив время, когда можно торговать алкоголем. Так поступили Пермский край, Башкирия, Карелия и др.

В конце прошлой недели Минпромторг России рекомендовал регионам не вводить дополнительных ограничений. Некоторые уже прислушались. Губернатор Забайкальского края запрет отменил, введя более строгие, чем раньше, временные рамки для продажи алкоголя в регионе. Глава Карелии Артур Парфенчиков расширил период, когда можно торговать алкоголем: 1 по 7 апреля алкоголь можно было купить только с 10.00 до 14.00, теперь – до 16.00. Об этом говорится на странице Парфенчикова во «В контакте».

Запреты и ограничения, которые недавно стали вводить регионы, могут только навредить, считает Косарев. Такие меры приводят к росту потребления нелегального алкоголя. Так, в регионах, вводивших ограничения, развиты нелегальные продажи водки: в Кузбассе и Якутии на них приходится около 20%, в Хакасии – 43%, в Пермском крае – 47%, в Туве – 53% и т. д. Ограничение времени торговли приводит к большему скоплению людей в магазинах, это мешает борьбе с распространением вируса, предостерегает Косарев.