Coca-Cola проводит реструктуризацию

И выходит на рынок алкогольных напитков в США
Coca-Cola, которая в 2020 г. занимает шестую строчку в рейтинге самых дорогих брендов мира согласно Forbes, планирует провести реструктуризацию/ Евгений Разумный / Ведомости

Производитель безалкогольных напитков объявил 28 августа, что предложит 4000 своих сотрудников в США (включая Пуэрто-Рико) и Канаде компенсацию в обмен на заявление об увольнении по собственному желанию. Аналогичные предложения будут сделаны некоторым сотрудникам и в других странах. Общее число сокращаемых мест компания пока не разглашает, но рассчитывает потратить на компенсации при увольнении от $350 млн до $550 млн. Всего в Coca-Cola на конец 2019 г. работало более 86 000 человек, включая около 10 000 сотрудников в США.

В конце июля Coca-Cola объявила о падении чистого дохода во II квартале 2020 г. на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $7,15 млрд. Органический доход (т. е. не включая вновь приобретенные операции) упал на 26%. Для компании это крупнейший спад продаж за последние 25 лет. Для сравнения: чистый доход главного конкурента Coca-Cola, американской компании PepsiCo, во II квартале 2020 г. снизился на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $15,95 млрд.

Примерно половина доходов Coca-Cola приходится на продажи в различных заведениях – в ресторанах и барах, в кинотеатрах и на стадионах, которые были закрыты во время локдауна. Как заявил в интервью The Wall Street Journal финансовый директор компании Джон Мерфи, лучшие показатели продаж в прошедшем квартале продемонстрировали бренды Fairlife (молоко) и Simply (апельсиновый сок), поскольку люди стали больше питаться дома. Основные напитки компании, такие как кока-кола, кока-кола Zero Sugar и Sprite, также хорошо продавались в магазинах, но их показатели сильно пострадали от резкого спада продаж в розлив. Сильнее всего снизились продажи небольших брендов газированных напитков, например Fresca. В июле Coca-Cola приняла решение закрыть производство соков и смузи под маркой Odwalla, а также избавиться от 230 грузовиков, развозивших свежие напитки, включая Fairlife и Simply, по магазинам. Компания заявила, что будет искать альтернативные способы распространения.

У PepsiCo бизнес диверсифицирован: спад продаж напитков в розлив был компенсирован ростом продаж снеков и быстрых завтраков таких принадлежащих компании брендов, как Cheetos, Frito-Lay и Quaker Oats. Рост выручки этих подразделений во II квартале 2020 г. измеряется двузначными цифрами. При этом компания все равно планирует вывести с рынка от 5 до 15% своей продукции в рамках оптимизации бизнеса в условиях пандемии. Coca-Cola тоже не мешало бы: более половины из 400 брендов компании продаются только в одной стране (а не в мировых масштабах) и совокупно приносят всего 2% выручки.

Пока же Coca-Cola, которая в 2020 г. занимает шестую строчку в рейтинге самых дорогих брендов мира согласно Forbes, планирует провести реструктуризацию: 17 подразделений, распределенных по четырем регионам мира, превратятся в девять. Компания хочет укрепить свое лидерство в пяти сегментах: Coca-Cola; газированные напитки с вкусовыми добавками; изотонические и спортивные напитки, кофе и чай; диетические напитки, соки, молоко и напитки растительного происхождения, а также новые категории.

На фоне продолжающегося снижения мирового спроса на сладкие безалкогольные напитки доходы Coca-Cola также показывают негативную динамику. С 2012 по 2018 г. доходы компании снижались (с $48 млрд до $34 млрд), тогда как у конкурента PepsiCo в период с 2011 по 2016 г. оставались на одном уровне, а с 2017 г. начали расти и в 2019 г. достигли рекорда в $67,16 млрд.

В сегменте новых категорий Coca-Cola присматривается к быстро растущему рынку так называемых хард-зельцеров, смеси минеральной воды со спиртом и ароматизаторами. По данным консалтинговой фирмы Bump Williams, американцы потратили на эти напитки за год с августа 2019 г. по июль 2020 г. $3 млрд, на 241% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Coca-Cola собирается в следующем году выпустить алко-вариант своей популярной минералки Topo Chico.