Дистрибутор Ladoga удвоит число винотек под своим брендом

Количество специализированных магазинов растет из-за конкуренции с продуктовыми ритейлерами
Увеличение числа партнерских винных магазинов позволит больше взаимодействовать с конечным потребителем/ Андрей Гордеев / Ведомости

Компания Ladoga планирует к середине 2021 г. открыть 20 винотек по франшизе, сейчас она ведет переговоры об этом с потенциальными партнерами, рассказал «Ведомостям» ее представитель. Таким образом, по его словам, число ее магазинов может увеличиться в 2 раза до 40. Договоренности о сотрудничестве с Ladoga «Ведомостям» подтвердили, в частности, представители нескольких компаний – архангельской производственно-коммерческой фирмы «Квант», торгового дома (ТД) «Солнечный» из Ленинградской области и фирмы «Виноград» из Воронежа.

Ladoga – крупный импортер и дистрибутор алкоголя, в 2019 г. его продажи составили 3,3 млн дал. Розницу под своим брендом компания начала развивать с 2014 г.: тогда сеть называлась «Монополь». После ребрендинга старые и новые магазины откроются под вывеской Ladoga Wine. Ее винотеки уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Симферополе, карельской Сортавале и т. д. Увеличение числа партнерских винных магазинов позволит больше взаимодействовать с конечным потребителем, других каналов для этого нет из-за запрета на рекламу алкоголя, объясняет представитель компании. Он напоминает, что исторически она занималась импортом крепких напитков, но последние шесть лет дистрибутор также активно занимается еще и винами, поэтому компания хочет, чтобы ее знали также и как эксперта в этой категории. На ее ассортимент в партнерских магазинах должно приходиться не менее 80% продукции, говорит собеседник «Ведомостей».

Популярность винотек среди дистрибуторов росла в последние годы, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, это связано с тем, что возможностей поставок в магазины для них в последние годы становилось все меньше: традиционная розница сокращалась, а крупные торговые сети увеличивали собственный импорт. Кроме того, имея такие магазины, поставщику проще управлять запасами, понимать предпочтения потребителей, повышать рентабельность, считает он.

Президент импортера Simple Group Максим Каширин тоже считает формат специализированных винных магазинов интересным: сейчас у компании 40 винотек SimpleWine в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, через пять лет она может увеличить их до 100. Уже сейчас через винотеки продается 10% продукции Simple, добавляет он. Развивает розницу и дистрибутор «Лудинг»: сейчас у компании 20 магазинов Drinx, еще шесть находятся в стадии строительства, говорит ее директор по маркетингу Андрей Ушаков. По его словам, «Лудинг» рассчитывает ежегодно открывать по 20 точек.

Винотеки в этом году еще и выиграли из-за закрытия общепита: потребители стали чаще покупать алкоголь в таких магазинах, говорит Бурмистров. Спрос на продукцию отдельных SimpleWine вырос во время самоизоляции – стало больше покупателей в спальных районах, тогда как в точках, расположенных в бизнес-центрах, наоборот, меньше, говорит Каширин. Продажи сети в январе – сентябре выросли на 20% к аналогичному периоду прошлого года, около трети обеспечил прирост трафика из-за начала пандемии, считает он. Каширин сомневается, что использование франшизы потенциальными партнерами будет успешным: не понятно, что им дает использование бренда.

ТД «Солнечный» привлек хороший ассортимент импортных вин у Ladoga и у нее более низкие цены по сравнению с другими поставщиками, говорит его директор Елена Бабаева. По ее словам, средний чек магазина составляет 2000–3000 руб. Управляющая Ladoga Wine в Архангельске Юлия Илатовская подтверждает, что франшиза помогает малому бизнесу конкурировать с крупными сетями – за счет хорошего ассортимента и цены. Simple открывает только собственные магазины, но Каширин не исключает, что в дальнейшем компания усовершенствует свой формат и будет готова работать в том числе и по аналогичной схеме.

Винотеки сейчас занимают сравнительно небольшую долю в алкогольной рознице, они работают для маленькой группы ценителей вина и там обычно шире представлен премиальный ассортимент, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он уточняет, что основная доля продаж приходится на крупные алкомаркеты, такие как «Красное & белое», «Бристоль», «Ароматный мир», а также на федеральных продуктовых ритейлеров. По данным 2ГИС на 1 октября, количество алкомаркетов в миллионниках за последние пять лет выросло в 2,2 раза до 9185 (на 19% за последний год).

Потребление винодельческой продукции (вин, винных напитков и др.) в России в последние 10 лет стабильно, говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. В 2019 г. оно увеличилось на 1% до 115 млн дал. На импорт, по его словам, приходится около 40%, остальное – отечественная продукция. Импортеры в ближайшие годы будут бороться с отечественными производителями за потребителя среднего класса, в том числе и за счет увеличения собственной розницы, считает Дробиз. В отличие от виноделов у них есть деньги на такие проекты.