Президенту предложат «газовый маневр» для финансирования газификации регионов

Он предполагает в том числе допэмиссию акций «Газпрома»
Евгений Разумный / Ведомости

Правительство РФ продолжает искать средства, для того чтобы оплатить программу социальной газификации в российских регионах до 2030 г. Одним из вариантов финансирования, дефицит которого в феврале 2021 г. вице-премьер Александр Новак оценивал как минимум в 500–600 млрд руб., является так называемый газовый маневр, говорится в проекте доклада президиума госсовета по вопросу газификации в регионах (есть у «Ведомостей»). По словам источника, знакомого с подробностями подготовки президиума, до 15 марта текст доклада должен был уйти в администрацию президента. «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.

Суть маневра заключается в том, что часть затрат на газификацию домовладений граждан, которая для населения должна стать бесплатной (не будут, как сегодня, взиматься средства за доведение трубы до участка), переложат на крупных потребителей газа – предприятия, объекты энергетики, организации и другие юрлица.

«Масштаб необходимого переноса затрат на поэтапное завершение газификации не будет значительным для каждого конкретного потребителя, – отмечается в документе. – При потреблении природного газа на внутреннем рынке около 440 млрд куб. м в год и средней оптовой цене на газ 4500 руб. за 1000 куб. м единовременная индексация на 1–2% обеспечит 20–40 млрд руб. в год дополнительного финансирования газификации».

Уровень газификации в стране на начало 2021 г. составлял 71,4%, а к 2030 г. планируется довести его до 82,9% – максимально возможного уровня газификации за счет трубопроводного газа (оставшаяся потребность будет закрываться за счет других видов топлива). Дополнительные средства по задумке авторов доклада позволят профинансировать само подключение граждан и строительство необходимых для этого внутрипоселковых газораспределительных сетей. Как ранее писали «Ведомости», сегодня подключение обходится физлицам в 45 000–280 000 руб.

Авторы доклада предлагают несколько базовых вариантов для реализации маневра. Один из них предусматривает, что недостающие средства для социальной газификации придется изыскать в инвестпрограмме «Газпрома». Однако в этом случае для расширения инвестпрограммы монополии потребуются дополнительные источники финансирования. И все они предполагают выпадающие бюджетные доходы, говорится в докладе.

Они образуются в результате снижения дивидендных выплат компанией, предоставления ей налоговых и таможенных льгот (снижение НДПИ либо вывозной таможенной пошлины на газ), предоставления льготных (вплоть до бесплатных) заемных средств под госгарантии или из фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще одним вариантом расширения инвестпрограммы является допэмиссия акций «Газпрома» с увеличением доли государства, считают авторы доклада. Сегодня РФ в лице Росимущества, государственных «Роснефтегаза» и «Росгазификации» владеет контрольным пакетом в «Газпроме» (акций в свободном обращении почти 50%, в том числе 16,7% приходится на АДР).

При этом ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что допэмиссия в пользу государства потребует согласия миноритариев, доли которых в результате будут размыты. «Иностранные инвесторы могут воспринять этот шаг негативно, «Газпром» и государство могут обвинить в проведении национализации компании», – заключил эксперт. Он также не исключил, что в случае допэмиссии в пользу РФ «Газпрому» придется выкупать часть акций, торгующихся на бирже.

История вопрос с дивидендами

В сентябре замминистра энергетики РФ Павел Сорокин уже упоминал, что среди возможных вариантов финансирования социальной газификации рассматривается сокращение дивидендов «Газпрома». После этого компания выпустила заявление зампредседателя правления монополии Фамила Садыгова, который утверждал обратное. «Газпром» готов выполнить свои обязательства по газификации в 2021-2025 гг. в полном объеме, и для этого нам не потребуется снижение дивидендов», — заявлял он.

Вице-президент – старший аналитик агентства Moody’s Артем Фролов добавляет, что для «Газпрома» важно поддерживать долговую нагрузку на умеренном уровне. Поэтому связанные с газификацией кредитные риски будут зависеть от схемы финансирования (будет ли проект финансироваться за счет привлечения нового долга и в каком размере), считает он. Эксперт добавил, что вариант со снижением дивидендных выплат также «не выглядит предпочтительным для компании».

Более разумным было бы использовать на социальную газификацию средства ФНБ, полагает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Средства фонда работают с меньшей эффективностью, чем могли бы, так как инвестируются в инструменты с низкой доходностью, добавил он. В «Газпроме» не стали комментировать «Ведомостям» тему газификации.

Второй вариант маневра – ускоренная индексация оптовых цен на газ. При этом дополнительный доход, который независимые поставщики газа (самые крупные – «Роснефть» и «Новатэк») получат от индексации, должен быть направлен на газификацию за счет пропорционального увеличения тарифов на услуги по транспортировке газа независимых производителей по магистральным трубопроводам «Газпрома», следует из документа. В «Роснефти» и «Новатэке» на запросы не ответили.

С одной стороны, такой способ создаст для «Газпрома» дополнительный источник дохода и позволит распределить нагрузку на крупных и средних потребителей газа. Но с другой – не гарантирует сопоставимое увеличение его инвестпрограммы и формирует риски увеличения стоимости топлива для конечных потребителей, предупреждают авторы доклада. Кроме того, по их мнению, будет сложно перераспределить часть этих средств в пользу независимых газораспределительных организаций (к примеру, «Мособлгаза», который потенциально будет являться единым региональным оператором газификации для Московской области).

Третий вариант маневра предполагает введение акциза на газ либо целевой специальной оптовой надбавки (по аналогии с дорожными фондами и акцизами на моторное топливо). Параметры акциза не указываются. Плюсы данной меры в гибкости использования: можно ввести акциз временно до завершения программы газификации, финансовая нагрузка распределится на всех производителей газа и всех его потребителей (находящихся на магистральных и газораспределительных сетях). Кроме того, акциз не будет применяться при продаже газа населению.

Также в проекте доклада, помимо газового маневра, предлагаются ранее уже озвученные варианты дополнительного финансирования социальной газификации: оптимизация затрат на проектные работы за счет создания единого оператора газификации, привлечение средств бюджетов регионов (около 13–15 млрд руб. в год суммарно по РФ), специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям (может быть установлена регионом в пределах 35%) и размещение «Газпромом» бессрочных облигаций. В Минэнерго отказались от комментариев.

Отправку доклада подтвердили «Ведомостям» источник, близкий к Минэнерго, и федеральный чиновник. Последний утверждает, что из финальной версии доклада исключили предложения об увеличении тарифов на транспортировку газа для независимых производителей и введение акциза на газ. Все варианты ускоренной газификации предполагают финансирование без привлечения средств граждан, подчеркнул собеседник.