«Газпрому» навязывают СПГ-завод на Ямале

Экономика проекта мощностью 20 млн т в год сомнительна, предупреждают эксперты
Возможность разработки Тамбея только рассматривается «Газпромом», но проект СПГ-предприятия на этом месторождении уже отражен в стратегии развития СПГ/ Михаил Воскресенский / РИА Новости

Правительство РФ хочет закрепить под производство сжиженного природного газа (СПГ) некоторые участки недр, в том числе месторождения Тамбейского кластера «Газпрома» на Ямале, сообщается в долгосрочной Стратегии развития производства СПГ в России (опубликована 22 марта). В документе уточняется, что это необходимо для достижения целевого объема выпуска – 140 млн т сжиженного газа в год к 2035 г., что более чем втрое превышает показатель 2020 г.

«Газпром» может построить на базе Тамбейского месторождения СПГ-завод мощностью 20 млн т в год, а его запуск ожидается к 2030 г., следует из стратегии. Предприятие будет находиться в непосредственной близости от порта Сабетта, через который уже экспортирует СПГ конкурент «Газпрома» – «Новатэк».

Тамбейское месторождение, расположенное на севере полуострова Ямал в ЯНАО, относят к классу крупных. Его разведанные и оцененные запасы – 5,5 трлн куб. м. В целом извлекаемые запасы углеводородов месторождений Тамбейской группы (включает Северо-Тамбейский, Западно-Тамбейский и Тасийский участки недр) составляют порядка 8 трлн куб. м газа, 599,2 млн т газового конденсата и 29,7 млн т нефти.

Программа развития СПГ до 2035 г.

В марте 2021 г. правительство РФ утвердило долгосрочную программу развития производства в России сжиженного природного газа. Благодаря новым мерам поддержки СПГ-проектов, которые еще предстоит разработать кабинету министров, объемы выпуска СПГ должны вырасти с 30,5 млн т по итогам прошлого года до 140 млн т к 2035 г.

Возможность разработки Тамбея только рассматривается «Газпромом», но проект СПГ-предприятия на этом месторождении уже отражен в стратегии развития СПГ. Изначально Тамбейское месторождение планировали осваивать по традиционной схеме – для поставок добываемого газа по трубе. В 2019 г. зампред правления «Газпрома» Олег Аксютин подтверждал, что компания не планирует реализацию СПГ-проектов на Ямале, в том числе на базе Тамбейского кластера. Основной вариант монетизации – это поставки газа в Единую систему газоснабжения, утверждал топ-менеджер. Добыча газа на проекте на первом этапе планировалась на уровне от 52 млрд до 80 млрд куб. м в год. В свою очередь, создать кластер под экспортоориентированные СПГ-проекты на Ямале и Гыдане в апреле 2019 г. предлагал глава «Новатэка» (крупнейший производитель СПГ в России) Леонид Михельсон.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов оценивает затраты на строительство СПГ-завода на 20 млн т в год в $20–25 млрд. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин – в $35 млрд с учетом создания необходимой инфраструктуры. Если в этот газохимический комплекс помимо СПГ включат, как сегодня обсуждается, еще и газоперерабатывающий и газохимический заводы, то капзатраты проекта могут вырасти до $40–50 млрд, добавляет Симонов.

Но экономическая целесообразность создания кластера для СПГ и газохимии на базе Тамбейской группы месторождений, по его словам, вызывает вопросы. Эксперт обратил внимание, что «Новатэк» сегодня добивается снижения тарифов на перевозку газа со своего уже действующего завода «Ямал СПГ». На этом фоне проект нового гигантского СПГ-предприятия выглядит как стремление во что бы то ни стало достичь заявленного показателя в 140 млн т СПГ к 2035 г., а рыночные факторы отходят на второй план, добавляет Симонов. В свою очередь, Блохин предполагает, что компания для поддержки проекта сможет получить льготы, схожие с теми, что уже применяются в отношении СПГ-проектов «Новатэка» в Обской губе (в том числе нулевая ставка НДПИ).

Симонов также добавил, что дальнейшее развитие СПГ-проектов только обостряет проблему конкуренции в Европе отечественного сжиженного газа с нашим же трубопроводным. По его словам, эта тема полностью игнорируется в стратегии. Блохин также обращает внимание на долгосрочную тенденцию падения спроса на газ в Европе (основной экспортный рынок «Газпрома») на фоне последних зеленых инициатив европейских правительств. В Минэнерго и «Газпроме» на запросы «Ведомостей» не ответили.