Крупнейший производитель вина «Ариант» займется производством пива

Небольшие пивоварни становятся более популярными
Timothy Dykes / Unsplash

Группа компаний «Ариант» начнет производить пиво в Краснодарском крае, первая партия будет выпущена в июне этого года, сообщил ее представитель. По его словам, пивоварня разместится на территории центра энологического туризма Villa Aristov под Анапой, о создании которого недавно заявляла компания. Ее мощность рассчитана на производство 576 000 л пива в год, уточнил собеседник «Ведомостей».

«Ариант», по словам представителя группы, планирует выпускать несколько видов этого напитка под маркой Aristov. Это будет разливное пиво и пиво в пластиковых бутылках объемом 1,5 л. Продавать его компания будет пока только на территории центра энологического туризма, а также в ее собственных магазинах в Краснодарском крае.

«Ариант» – крупнейший производитель вина и владелец виноградников в России. Ему принадлежат 8896 га, среди его брендов – «Шато Тамань», «Высокий берег» и Aristov. В состав группы входят винодельни «Кубань-вино» и «Центр пищевой индустрии – Ариант» («ЦПИ-Ариант»), агрофирма «Южная» (владелец виноградников), агрофирма «Ариант» (производитель свинины и мясной продукции). В 2020 г. продажи вина у компании, по ее собственным данным, превысили 90 млн бутылок, мясной продукции – 92 000 т. На сайте группы указано, что ее управляющий акционер – Александр Кретов. Журнал Forbes называл его зятем бывшего совладельца Челябинского электрометаллургического комбината Александра Аристова.

Инвестиции конкретно в пивоварню представитель «Арианта» не раскрывает. Но ранее компания сообщала, что создание центра Villa Aristov, в составе которого помимо пивзавода будет также винодельня, стадион, гастромолл, жилой комплекс и т. д., обойдется ей в 4 млрд руб. Завершить его строительство планируется в 2023 г.

Алкоголь популярнее еды

Продажи алкоголя в магазинах в 2020 г. в денежном выражении ускорились, увеличившись на 6,1% (против 4,2% годом ранее), сообщала исследовательская компания NielsenIQ. Для сравнения: рост продаж продуктов замедлился и составил 3,5% (-0,8 п. п.).

Создание такого производства совладелец пивоварни «Глэтчер» (она выпускает 3–3,5 млн л в год) Игорь Хавский оценивает примерно в 500 000 евро. По его словам, это небольшое нишевое производство, обычно они создаются для собственной сети ресторанов или магазинов. «Вряд ли это коммерческий проект, а скорее имиджевый для привлечения туристов», – считает он.

Пиво пользуется большим спросом, особенно летом, говорит гендиректор «ЦПИ-Ариант» Игорь Калаянов. «Считается, что вино – благородный напиток, а пиво недотягивает до этого определения. Мы хотим показать, что оно тоже может быть изысканным и многогранным, ведь у него есть своя история и традиции», – рассуждает он.

Производство пива рассматривают и другие виноделы. Например, в прошлом году о планах выпускать этот напиток заявлял президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Компания пока изучает этот рынок, окончательное решение еще не принято, уточнил «Ведомостям» представитель компании.

Интерес виноделов к этому направлению можно объяснить тем, что российский рынок винодельческой продукции существенно не растет и производители инвестируют в растущий сегмент крафтового пива, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Розничные продажи винодельческой продукции в 2020 г. сократились на 3% до 104 млн дал, согласно данным Росалкогольрегулирования.

Продажи пива в 2020 г. увеличились на 4,4% до 674,7 млн дал, хотя несколько лет до этого они сокращались, согласно данным Росалкогольрегулирования. В первую волну самоизоляции, весной, россияне активно запасались продуктами и напитками, к тому же это лето выдалось теплым, все это стимулировало потребление, объясняла директор по продажам AB InBev Efes Анна Миронова. Кроме того, больше людей из-за пандемии коронавируса остались дома и выпили дома то, что обычно потребляли за границей, говорил президент «Балтики» (часть Carlsberg Group) Денис Шерстенников.

По данным «Опоры России», небольшие пивоварни мощностью до 300 000 дал в год занимают 2,8% рынка. Всего их 1380, в 2020 г. их количество рекордно выросло примерно на 16%. Основную же долю свыше 60% занимают международные компании AB InBev Efes, «Балтика», Heineken, остальное – у средних и региональных компаний.