Минтранс хочет упростить требования к малой авиации

Это поможет возродить в России местные авиаперевозки и ускорить доставку посылок
Владимир Смирнов / ТАСС

Министерство транспорта предлагает скорректировать федеральные авиационные правила, которые содержат требования к коммерческим авиаперевозчикам. Для тех из них, кто относится к малой авиации, планируется ввести отдельные исключения и послабления. Соответствующий проект документа размещен на портале правовых актов regulation.gov.ru.

Под малой авиацией понимают сегмент, в котором на региональных воздушных линиях эксплуатируют самолеты взлетной массой до 5,7 т или вертолеты взлетной массой до 3,1 т. Они способны принимать до девяти пассажиров на борт. К таким судам относятся советский «кукурузник» Ан-2, Ан-28, канадский Twin Otter, американский Сessna 208, вертолет Ми-2. По подсчетам «Ведомостей», из 111 зарегистрированных на сегодня в России коммерческих эксплуатантов только 20 имеют в своем парке какие-либо из перечисленных моделей техники. Отдельного учета малых авиакомпаний Росавиация не ведет.

Ранее сертификация крупных и малых перевозчиков проходила по одинаковым требованиям. Теперь, согласно проекту, сократится количество обязательных руководящих должностей на предприятиях малой авиации – достаточно иметь в штате только трех директоров вместо семи: директора по управлению безопасностью полетов, директора по реализации системы управления качеством и генерального директора. Гендиректор такой компании сможет совмещать обязанности по подготовке и допуску пилотов и экипажа к полетам, поддержанию летной годности парка, авиабезопасности и наземному обслуживанию.

Новые правила также сокращают, а в некоторых случаях даже исключают плановые проверки для малых авиакомпаний. Так, проверки на объектах аэродромной инфраструктуры будут проводиться раз в год и раз в 1,5 года вместо нынешних каждые три месяца и каждые полгода соответственно. Кроме того, малым авиапредприятиям теперь не нужно будет проводить оценку достаточности своих финансовых ресурсов и анализ рисков ухудшения финансово-экономического состояния.

«Проект направлен на создание комфортных условий для развития существующих и появления новых перевозчиков, выполняющих коммерческие воздушные перевозки на сверхлегких и легких воздушных судах. Проектом устраняются избыточные административные барьеры для таких эксплуатантов», – сообщил представитель Минтранса. По оценке директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, ввод новых правил позволит еще как минимум 70 авиаперевозчикам получить сертификацию для выполнения коммерческих полетов в регионах.

Малая коммерческая авиация в России находится в удручающем состоянии, считает председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев: «Объем местных перевозок составляет 1,5% в общем объеме авиаперевозок по стране, по данным Росавиации. При этом все местные перевозки субсидируются. Количество компаний исчисляется единицами.

Для сравнения: в США более 2000 компаний, работающих в секторе малой авиации. Главная причина отставания России и заключается в единых требованиях как к малой, так и к дальнемагистральной авиации: семь директоров, финансовый мониторинг, огромный штат, избыточные требования к наземному обслуживанию, документооборот и отчетность. В США же действуют два разных сертификационных документа – отдельно для крупной и малой авиации. Причем во втором случае также различаются требования в зависимости от вида и объема перевозок».

Основными бенефициарами изменений могут стать компании интернет-торговли, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Для них авиаперевозки – это решение вопроса «последней мили» при доставке заказов в удаленные и труднодоступные регионы Севера, Сибири, Дальнего Востока. С ним соглашается гендиректор входящего в Alibaba Group логистического оператора «Цайняо» Вячеслав Савин, который надеется, что послабления помогут компании в разы ускорить доставку, поскольку сегодня посылки сначала прибывают в города с крупными распределительными хабами – Москву, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, а потом отправляются получателям наземным транспортом.

Представитель «Почты России» также считает, что новые правила позволят увеличить количество компаний, которые смогут выполнять коммерческие авиаперевозки. «Для нас, например, это особенно актуально на Дальнем Востоке, где есть потребность в авиадоставке небольших почтовых партий, и на региональных маршрутах для доставки почты в те аэропорты, которые не могут принимать большие воздушные суда, например, на Соловецких островах и Ямале», – сказал собеседник «Ведомостей». При этом «Почта России» сама не является эксплуатантом воздушных судов, а пользуется услугами других российских и зарубежных авиакомпаний. Пока организация также не планирует покупать собственные легкие самолеты.