На рынке постаматов России может смениться лидер

Входящая в Alibaba Group компания Cainiao планирует довести свою сеть до 10 000 точек
Alibaba

Логистический оператор Cainiao планирует до конца 2021 г. инвестировать 2 млрд руб. в развитие своей сети постаматов в России. Об этом «Ведомостям» сообщил его представитель. По его словам, эти средства позволят компании открыть около 8000 точек. С учетом того, что у Cainiao уже есть порядка 2000 собственных постаматов, общий портфель оператора может составить 10 000 единиц. Если планы компании будут реализованы, то она станет лидером российского рынка по количеству постаматов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его данным, сейчас на территории страны работает более 20 000 точек. Больше всего постаматов – 7500 – у Ozon. Еще 5300 единиц у PickPoint (сама компания говорит о 6000).

В Ozon не стали комментировать планы конкурентов, сообщив: «Сейчас у нас порядка 7500 постаматов по всей стране – на конец 2020 г. это самый большой канал «последней мили» Ozon по количеству точек. В этом году мы планируем развивать это канал доставки в комплексе с развитием пунктов выдачи заказов». А вот PickPoint намерена принять участие в гонке за лидерство на этом рынке. По словам гендиректора компании Надежды Романовой, до конца года она хочет увеличить сеть еще на 5000 терминалов. В таком случае у нее будет около 11 000 точек.

Cainiao принадлежит Alibaba Group. Среди ключевых рынков оператора Россия, по оценке Бурмистрова, стоит на втором месте после Китая, следом идут страны Европы, Азия и США. Количество трансграничных заказов компании на конец марта текущего года составляло 5 млн посылок в день. Выручка Cainiao в 2020 финансовом году (закончился в апреле этого года) выросла на 68% до $5,7 млрд.

Свою сеть постаматов Cainiao начала развивать только в прошлом году. Развитие постаматной сети позволит покупателям выбирать наиболее удобные места для получения заказов с AliExpress рядом с домом или работой, говорил тогда представитель Cainiao. До этого оператор работал в основном через партнеров, к примеру 5post и «Сберлогистику». Представитель оператора уточняет, что сотрудничество с ними продолжится. Свои точки Cainiao открывает в основном в объектах ритейла и помещениях малого и среднего бизнеса в качестве меры их поддержки. Например: постаматы Cainiao стоят в магазинах X5 Retail Group, «Дикси», «Монетки», «Обуви России» и аптечной сети «Планета здоровья». Компания, по словам его представителя, начнет сотрудничество и с сетью магазинов «Верный». На первом этапе там будут установлены 100 постаматов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Казани, в дальнейшем их число планируется увеличить. Руководитель по развитию постаматной сети Cainiao в России Юсуп Амирханов уверяет, что «Верный» станет одним из крупнейших партнеров Cainiao в России. Cainiao – лидер онлайн-торговли, поэтому партнерство с ним позволит привлечь в магазины новых покупателей и повысить их лояльность, говорит представитель «Верного».

Рынок постаматов в России растет очень быстро: по данным сервиса 2ГИС, еще в в 2018 г. в городах-миллионниках насчитывалось всего 682 точки. «Количество постаматов очень быстро меняется, крупные игроки могут устанавливать и подключать по несколько десятков постаматов в неделю», – говорит ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight Наталия Крупенина. «В условиях пандемии российские покупатели стали с большей осторожностью относиться к курьерской доставке за исключением тех случаев, когда речь идет о заказе продуктов или кулинарии», – объясняет Михаил Бурмистров из «Infoline-аналитики». Постаматы, по его словам, обеспечивают бесплатную доставку и стали еще более удобными в связи с возможностью сделать через них возврат товаров.