«Яндекс.Маркет» покупает интернет-магазины KupiVIP и Mamsy

Эта сделка позволит компании выйти на рынок продажи одежды и обуви
Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс.Маркет» договорился о приобретении компании Private Trade, которая управляет интернет-магазином KupiVIP. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель маркетплейса и подтвердил представитель Private Trade. По их словам, в сделку также войдут пять офлайн-магазинов KupiVIP, расположенных в различных торговых центрах Москвы, онлайн-магазин Mamsy и распределительный центр на 20 000 кв. м в Подмосковье.

Private Trade принадлежит кипрской Blacksquare Investments. По словам представителя компании, «ее акции распределены между 19 крупными фондами и физлицами, среди которых есть и основатель KupiVIP – бизнесмен Оскар Хартманн». KupiVIP, созданный в 2008 г., специализируется на продаже брендовых вещей с большим дисконтом в том числе за счет приобретения остатков модных марок по сниженным ценам. Сейчас у компании свыше 3000 российских и зарубежных поставщиков. По данным Fashion Consulting Group, оборот сервиса по итогам прошлого года сократился на 10% до 4,5 млрд руб.

Mamsy специализируется на продаже одежды и товаров средней ценовой категории, в основном для детей и женщин. Его выручка по итогам прошлого года, по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 671,6 млн руб., убыток – 167,9 млн руб.

«Яндекс.Маркет» работает и как витрина для размещения информации о товарах магазинов-партнеров, и как маркетплейс (7700 сторонних продавцов). На конец I квартала 2021 г. на площадке было представлено 3,8 млн наименований товаров. Выручка «Яндекс.Маркета» по итогам первых трех месяцев года (включая комиссионные от сторонних продавцов) – 17,6 млрд руб. Условия сделки между «Яндекс.Маркетом» и Private Trade не разглашаются. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что маркетплейс мог заплатить за компанию, включая складской комплекс, около 1 млрд руб. Он считает, что это дешево, и объясняет это тем, что KupiVIP проигрывал конкуренцию крупнейшим интернет-магазинам и маркетплейсам. С учетом этого уже к концу 2021 г. стоимость сервиса могла быть равна нулю и его бы пришлось закрыть, объясняет он.

KupiVIP станет первым купленным «Яндекс.Маркетом» магазином, специализирующимся на прямых продажах товаров. Впрочем, по словам Бурмистрова, такие сделки были у «Яндекса» – например, в 2018 г. он приобрел компанию «Партия еды», которая занималась доставками наборов для приготовления блюд, позже она была переименована в «Яндекс.Шеф». Такие покупки позволяют получить готовый сервис в тех сегментах, в которых у компании нет достаточной компетенции, объясняет эксперт. 

Это подтверждает и представитель «Яндекс.Маркета», который отмечает, что маркетплейс «покупает в первую очередь налаженные процессы, экспертизу и инфраструктурные мощности». Сделка, по его словам, дает компании возможность выйти на рынок продажи одежды. Это последняя крупная категория товаров, которой у «Яндекс.Маркета» не было, в то время как он нацелен предложить своим клиентам все возможные товары на одной площадке. «Яндекс.Маркет» в этом году уже начал развивать сегмент продажи одежды самостоятельно, но сделать это собственными силами не получалось, поэтому было принято решение о приобретении одного из игроков, который работал на этом рынке долгое время, говорит собеседник «Ведомостей». Он также добавляет, что через KupiVIP компания не просто выходит на рынок одежды, а начинает заниматься продажами именно брендовых вещей. 

На первом этапе «Яндекс.Маркет» и KupiVIP будут работать и развиваться параллельно, однако со временем сервисы планируется интегрировать друг с другом, говорит представитель маркетплейса. Например, товары интернет-магазина начнут появляться на «Яндекс.Маркете», а свои заказы потребители смогут забирать в постаматах и пунктах выдачи компании. 

Покупка KupiVIP действительно дает «Яндекс.Маркету» возможность выйти на перспективный рынок одежды, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, несмотря на то что интернет-магазин значительно потерял свои позиции на рынке на фоне своих конкурентов, таких как Lamoda и Wildberries, которые стали активно продавать одежду, в том числе брендовую, у него есть ряд преимуществ. Во-первых, KupiVIP известен той аудитории, которая интересуется брендовой одеждой, а во-вторых, у него можно купить товар дешевле. 

Одежда на тех российских маркетплейсах, где она представлена, является крупнейшей категорией товаров: на нее приходится не менее 30% продаж, отмечает основатель бизнес-школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон. Вот почему многие компании активно развивают это направление. По оценке Fashion Consulting Group, сегодня фактически каждая четвертая-пятая покупка одежды и обуви происходит через интернет. По прогнозу этой консалтинговой компании, онлайн-продажи одежды и обуви в России в 2021 г. вырастут на 37% (до 335,3 млрд руб.). А к 2025 г. Fashion Consulting Group прогнозирует рост этого рынка до 1,01 трлн руб.