Американский маркетплейс iHerb начинает регистрировать свои БАДы в России

Это позволит компании избежать новых блокировок, считают эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Американская компания iHerb, специализирующаяся на продаже витаминов и биологически активных добавок (БАД) на одноименном маркетплейсе, намерена инвестировать 1,5 млрд руб. в регистрацию продукции в России, рассказал «Ведомостям» ее представитель. По его словам, такая мера позволит компании реализовывать свои товары в том числе в российских аптеках. Сейчас приобрести их можно только на ее маркетплейсе на условиях трансграничной торговли, отмечает собеседник «Ведомостей». Он добавляет, что компания планирует зарегистрировать в общей сложности примерно 10 000 наименований. 

Маркетплейс iHerb – один из крупнейших в мире интернет-продавцов БАДов и уходовой косметики. По данным «Infoline-аналитики», общемировые продажи компании превышают $500 млн в год. В России по итогам 2019 г. (более поздних данных нет) они составляли свыше 7 млрд руб. ($96,7 млн по курсу ЦБ). 

Аптечным сетям может быть интересно сотрудничество с iHerb, согласен гендиректор «36,6» Александр Кузин. По его словам, ассортимент американской компании состоит преимущественно из эксклюзивной продукции, которой нет у других продавцов БАДов в России. За счет этого у iHerb уже сформировался свой круг потребителей, часть из них перейдут в аптечные сети, когда те начнут продавать товары компании в своих точках, рассуждает Кузин. Он также напоминает, что рынок БАДов в России сейчас активно растет благодаря сложившейся за последние несколько лет моде на здоровый образ жизни. Так, по данным DSM Group, в 2020 г. продажи этой категории в аптечных сетях выросли на 17,1% до 74,1 млрд руб.

Регистрировать свою продукцию в России и тем самым расширять канал сбыта iHerb вынуждает растущая конкуренция, считает Кузин. По его словам, все больше компаний начинают заниматься производством БАДов, а лидерство на этом рынке упорно удерживает «Эвалар». Кроме того, iHerb могла озадачиться вопросом получения свидетельств о государственной регистрации (СГР) своей продукции, чтобы избежать новых рисков блокировки в России, полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Весной прошлого года Ульяновский областной суд заблокировал мобильное приложение iHerb, после того как исполнительный директор Союза производителей БАДов (включает «Эвалар», «Алтайский кедр», Amway и др.) Александр Жестков пожаловался в Генпрокуратуру на то, что сервис предлагал товары, содержащие растения, запрещенные к продажам в странах Евразийского экономического союза. Кроме того, 9 июня 2021 г. депутаты Госдумы разработали и внесли на рассмотрение законопроект о досудебной блокировке сайтов продавцов запрещенных в России БАДов, напоминает Шуляк. Он объясняет, что наличие СГР в этом случае гарантирует, что добавка не содержит запрещенных веществ. Шуляк обращает также внимание на то, что iHerb в любом случае пришлось бы оформлять такие свидетельства на свою продукцию для создания производства в России. О соответствующих планах компания заявляла в ходе Петербургского международного экономического форума.

В то же время Шуляк отмечает, что регистрация только одного наименования БАДов занимает около 2–3 месяцев. Российская регистрационная система, по его мнению, не рассчитана на одновременную обработку большого количества информации и, если iHerb решит получить документы на все 10 000 наименований сразу, на рынке может случиться коллапс. Гендиректор iHerb Илья Микин, в свою очередь, надеется, что российские регулирующие органы справятся «с этой потенциальной нагрузкой». 

Кроме того, оформление СГР, а также создание производства в России неизбежно приведут к росту стоимости продукции iHerb, считает Шуляк. Процедура получения свидетельства обходится в 250 000–350 000 руб. на одно наименование в зависимости от сложности его состава, так что заявленных инвестиций в 1,5 млрд руб. может и не хватить. Продавая свой товар в России по правилам трансграничной торговли, американская компания не платит 20%-ный НДС и пошлину на ввоз, за счет чего ее продукция в среднем на 30% дешевле, чем те же бренды, реализуемые другими игроками на рынке. В результате сервис может лишиться своего основного конкурентного преимущества, резюмирует эксперт.