Торговая сеть Billa требует от поставщиков обязательной вакцинации

Эксперты считают такие требования неправомерными
Евгений Разумный / Ведомости

В тех регионах, где органы власти издали постановление об обязательной вакцинации работников сферы торговли, контрагенты обязаны провести прививки (до 15 августа в Москве, Московской и Тульской областях и до 25 августа в Нижегородской области), говорится в письме, которое получили от торговой сети Billa поставщики продуктов. Billa также «напоминает об обязанности» обеспечить выполнение заявок по действующему договору с ней сотрудниками, прошедшими полный курс вакцинации. Также компания просит партнеров предоставить информацию об уровне вакцинации их сотрудников в этих регионах.

«Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель Billa отправку такого письма подтвердил. Компания считает необходимым уведомить контрагентов об обязательности соблюдения требований действующих нормативных актов, в частности тех, что направлены на борьбу с распространением коронавируса при помощи прививок, добавил он.

В качестве таких нормативных актов в письме указаны сами постановления о вакцинации 60% сотрудников в том числе и в сфере торговли, а также разъяснения Роспотребнадзора. Согласно последнему, как считает Billa, вакцинацию такой доли сотрудников обязан обеспечить не только сам ритейлер, но и все его контрагенты в регионах присутствия.

Что грозит за нарушение вакцинации

Штрафы для юрлиц за нарушение требований о вакцинации в Москве составят 100 000–300 000 руб. для юридических лиц, сообщал в середине июня начальник Главконтроля Евгений Данчиков (его слова приводил ТАСС). При повторном нарушении сумма может составить от 500 000 до 1 млн руб. либо деятельность предприятия будет приостановлена на срок до 90 суток. 

24 июня в официальном Telegram-канале московского оперштаба по ситуации с коронавирусом действительно опубликовано составленное совместно с Роспотребнадзором разъяснение: в частности, там говорится, что к сфере торговли относится не только розничная торговля, но также и оптовая и дистанционная. «Она не предусматривает посещения гражданами общественных мест, но тем не менее предполагает прямой контакт с конечным потребителем в момент получения товара», – говорится там. Про обязательные прививки для контрагентов там ничего не сказано. Московские власти и правда не давали распоряжений о работе только с вакцинированными сотрудниками контрагентов, говорит человек, близкий к московской мэрии. Отчитываться перед партнерами о темпах вакцинации они также не должны, добавляет он. Пресс-служба Роспотребнадзора адресовала корреспондента «Ведомостей» к оперштабу, там от комментариев отказались. Запрос в департамент торговли и услуг Москвы остался без ответа.

Какая именно торговля попадает под обязательные прививки, бизнес пока не выяснил. Ассоциация «Русбренд» (в нее входят PepsiCo, Nestle, Unilever и др.) в середине июня просила мэрию Москвы объяснить, попадают ли производители, оптовые компании и импортеры под это требование, поскольку понятие «торговля» нельзя трактовать однозначно, писала газета «Коммерсантъ».

Пока ответа нет, говорит исполнительный директор ассоциации Алексей Поповичев. Но многие производители и оптовые операторы считают вакцинацию обязательной и требуют ее от своих сотрудников. Группа «Русагро» (один из крупнейших производителей масла, сахара, свинины) требует от сотрудников обязательной вакцинации в регионах, где есть такие предписания, а где их нет – просто дает рекомендации, говорит ее гендиректор Максим Басов. Сотрудник еще одной компании считает, что вакцинация пока обязательна лишь для оптовых подразделений производственных компаний, а также для оптово-розничных предприятий, клиентами которых являются не только компании, но физлица. Беспокойство Billa может быть связано с тем, что власти не дают четких разъяснений, поэтому и бизнес пытается предусмотреть все возможные риски, говорит он.

У многих производителей в перечне зарегистрированных видов деятельности есть в том числе и торговля, поэтому они требуют от сотрудников вакцинацию, говорит директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Но он одновременно напоминает, что разъяснение о том, что постановление распространяется в том числе и на оптовое звено, есть пока только в Москве, а в других регионах – нет. Поэтому отсутствие вакцинации там вряд ли можно считать нарушением, говорит он. По мнению гендиректора «Карата» Евгения Гребнева, вакцинация необходима и такие рекомендации есть и для сотрудников компании и они им следуют.

В письме также говорится, что, если надзорные органы привлекут Billa к ответственности по вине контрагента, она может обратиться в суд за компенсацией убытков. Для контроля исполнения противоэпидемиологических мер есть уполномоченные законом государственные органы, перед ними предприятия и отчитываются, возмущается исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. «Однако требовать данные контрагентов, да еще с предупреждением о возможном возмещении убытков, это, как нам кажется, не по-партнерски», – говорит он.

Торговая сеть и ее руководство не имеют полномочий и права требовать от своих контрагентов предоставлять сведения о наличии или отсутствии у их сотрудников сведений о прохождении вакцинации, согласен управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Проверку могут делать только уполномоченные органы, такие как Роспотребнадзор. Контрагент может добровольно представить такие сведения или может отказать, говорит он. Отказ от предоставления этих данных не может являться основанием для применения к контрагенту и его сотрудникам каких-либо санкций со стороны ритейлера, будь то штраф или расторжение договора. По его словам, обычно добиться компенсации убытков сложно. Придется доказать прямую связь между нарушением торговой сети и действиями его контрагента.

Представители «Магнита», «Ашана», «Дикси» на запросы «Ведомостей» не ответили. Х5 Group не выдвигала поставщикам подобных требований о вакцинации сотрудников, говорит представитель компании.