ОСК просит восстановить работу эксклюзивного поставщика кабелей для ВМФ

Управляющий «Севкабелем» не может найти станки и документацию
Сейчас отсутствие продукции «Севкабеля» не влияет на выполнение военных заказов/ «Севкабель»

АО «Объединенная судостроительная компания» (ОСК) написало письма собственнику обанкротившегося ООО «ПК «Севкабель» – банку непрофильных активов «Траст» – и конкурсному управляющему предприятием Кириллу Пестрякову с требованием возобновить производство кабелей, используемых при строительстве и ремонте подводных кораблей ВМФ РФ. Копия письма управляющему есть у «Ведомостей». В ОСК подтвердили факт его направления, а Пестряков – получение и содержание. О том, что ОСК ранее обратилась в «Траст», говорится в письме конкурсному управляющему.

В письме ОСК говорится, что «Севкабель» является единственным в России производителем кабеля марок РКМГЭ (ТУ 16-505.270-83) и РКПГВ (ТУ 16-505.962-82, ТУ 16-505.960-82), используемых при строительстве и ремонте подводных кораблей ВМФ РФ, в том числе предназначенных для ядерного сдерживания. Комплектующие для российских подлодок не закупают за границей, так как это продукция стратегического назначения.

Из-за того что завод по решению Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти признан банкротом, на предприятии полностью остановлено производство и отгрузка кабельной продукции в адрес ВМФ, что делает невозможным выполнение очередных этапов строительства и ремонта кораблей и подводных лодок и, как следствие, выполнение заданий гособоронзаказа (ГОЗ), указывают авторы послания.

ООО «ПК «Севкабель» – производитель кабельно-проводниковой продукции. В 2019 г. предприятие в составе группы компаний «Росскат» перешло под контроль банка непрофильных активов «Траст». Признано банкротом по решению суда в декабре 2020 г., кредиторская задолженность – порядка 6 млрд руб. «Траст» планировал путем замещения активов восстановить деятельность завода в начале 2021 г., но на данный момент он не функционирует.

С ноября 2020 г. конкурсным управляющим «Севкабелем» была Елена Савчук, предложенная банком «Траст». Но в начале апреля она была отстранена от работы решением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда – суд признал «Траст» аффилированным должнику кредитором. Пестряков 8 апреля 2021 г. назначен новым конкурсным управляющим «посредством случайного выбора».

Конкурсные управляющие завода подали уже два заявления о привлечении контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности, в том числе управляющего директора банка «Траст» Александра Меньщикова. В свою очередь банк подал встречное исковое заявление с требованием привлечь к субсидиарной ответственности руководителей бывшей управляющей компании завода, УК «Политбюро», Сергея Ярмилко, Александра Вознесенского и Зелимхана Хаптукаева. Суд по этим заявлениям еще не вынес решение.

В ОСК, ссылаясь на федеральный закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. и постановление правительства РФ от 15 мая 2014 г. № 444, утверждают, что «Траст» должен был согласовать с государственным заказчиком (ОСК) возможность ликвидации или перепрофилирования производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗу. Поскольку этого не было сделано, ОСК просит в кратчайшие сроки направить план мероприятий по восстановлению производства кабельной продукции или передать подлинники конструкторской документации их собственнику – Минобороны РФ.

По словам источника, близкого к ОСК, прямо сейчас отсутствие продукции «Севкабеля» не влияет на выполнение военных заказов, но время, в течение которого производство необходимо восстановить, достаточно ограничено.

В пресс-службе «Траста» сообщили «Ведомостям», что до настоящего времени в банк не поступало обращений от ОСК по данному вопросу. «В случае получения официального запроса у ОСК будет запрошен стандартный пакет документов, подтверждающий обоснованность и законность их правовой позиции, – пояснил собеседник «Ведомостей». – На сегодняшний день ОСК не является участником процедуры банкротства ООО «ПК «Севкабель». Компания не предъявляла к заводу каких-либо судебных требований, из чего мы делаем однозначный вывод об отсутствии прямых отношений между ОСК и предприятием, что исключает обоснованность претензий ОСК к заводу. Более того, у «Севкабеля» не было прямых контрактов для ОСК».

Банк считает, что заявления ОСК являются спланированной, но не основанной на фактах кампанией против банка, цель которой – отвести внимание общественности от поданного накануне заявления о привлечении к субсидиарной ответственности владельцев УК «Политбюро» и связанных с ними лиц, ранее управлявших «Севкабелем», за доведение завода до банкротства.

По словам источника, близкого к Минпромторгу, «Севкабель» действительно был эксклюзивным поставщиком кабелей для подводных лодок и теперь его компетенции придется восстанавливать, соответствующие проекты будут рассмотрены в Минпромторге. Проблема осложняется тем, что новый конкурсный управляющий не может получить от «Траста» необходимую документацию.

По словам Пестрякова, с момента назначения его на должность конкурсного управляющего «Севкабелем» предприятие уже не выпускало продукцию. Ранее он говорил «Ведомостям», что его предшественница Савчук уволила практически весь персонал завода и передала оборудование и документацию сторонним лицам.

«По закону о банкротстве отстраненный конкурсный управляющий должен в течение трех дней передать своему преемнику все имущество и документы предприятия-банкрота. Прошло уже два месяца, но Савчук не передала мне ни одной бумаги, не говоря уже об имуществе, – приводит издание «Деловой Петербург» слова Пестрякова. – Ссылаясь на большой объем документов, она скрывает местонахождение оборудования, которое вывозилось без согласия кредиторов, без оформления соответствующих документов в неизвестном направлении. Из этого я делаю вывод, что имущество утрачено. А это прямые убытки, которые обязан компенсировать тот, кто их причинил».

Савчук на запрос «Ведомостей» не ответила.

Старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Кирилл Горбатов пояснил «Ведомостям», что законом «О государственном оборонном заказе» предусмотрено, что компания, заключившая контракт на поставку по ГОЗу, не вправе ликвидировать без согласования с госзаказчиком свои производственные мощности.

«В данной ситуации лицо, принимавшее решение об остановке работы завода ПК «Севкабель», может быть потенциально привлечено к возмещению убытков, возникших в результате такой остановки. Формально такие решения относятся к компетенции конкурсного управляющего, но фактически мажоритарный кредитор (банк «Траст») также способен повлиять на ситуацию через принятие решения о продолжении работы предприятия на собрании кредиторов», – добавил он.

Однако, по мнению Горбатова, ситуация будет разрешена во внесудебном порядке, «работа предприятия будет восстановлена, по крайней мере в части, необходимой для выполнения заказа ОСК и Минобороны».