Фонд АФК «Система» инвестирует в сервис доставки Checkbox

Рынок логистики активно развивается из-за роста онлайн-продаж
instagram.com/checkbox.delivery

Sistema SmartTech, венчурный фонд АФК «Система», инвестирует 200 млн руб. в сервис доставки Checkbox. Об этом «Ведомостям» сообщили представители обеих сторон. По их словам, Sistema SmartTech в ходе сделки выкупит как выпущенные в ходе допэмиссии акции владельца сервиса – АО «Самокарт», так и часть бумаг, принадлежащих текущим собственникам этой компании. В итоге доля фонда в компании составит 18,6%. Полученные инвестиции планируется направить на дальнейшее развитие и совершенствование сервиса, а также на расширение географии его работы, говорит сооснователь Checkbox Кирилл Евдаков, не уточняя деталей.

Checkbox был основан Евдаковым вместе с бизнесменами Владимиром Остапенко и Романом Левицким в 2019 г. Все трое были партнерами по сервису такси Fasten. Позже соинвесторами Checkbox стали выходцы из краснодарского дистрибутора «Трансазия» Владислав Варлашин и Сергей Литвиненко. В 2020 г. 70 млн руб. на развитие сервиса предоставил фонд «Тилтех капитал», среди совладельцев которого основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко. На сегодняшний момент Checkbox работает в Москве и Санкт-Петербурге. Она сотрудничает более чем с 2000 интернет-магазинами, в частности со «Вкусвиллом», Baskin Robbins, Samsonite, Blue Sleep, «Экомаркетом», UniZoo, Kuchenland и т. д. Выручка за 2020 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 69,2 млн руб., чистый убыток – 91,2 млн руб. Данные по количеству обрабатываемых заказов компания не предоставила.

Checkbox, по словам Евдакова, организует доставку последней мили, т. е. от склада магазина до двери покупателя. Ее особенность состоит в том, что она использует алгоритмы распределения и перераспределения заказов с использованием технологий машинного обучения. Они позволяют максимально эффективно распределять курьеров по заказам, что увеличивает их заработок, скорость доставки и снижает стоимость услуги. В среднем цена для корпоративного клиента, регулярно использующего сервис, варьируется от 200 до 250 руб., говорит Евдаков.

Фонд Sistema SmartTech создан в 2020 г. для инвестиций в перспективные компании, находящиеся на посевных и ранних стадиях. Он фокусируется на инновационных проектах в сфере высоких технологий с применением цифровых сервисов, биотехнологий и искусственного интеллекта. Фонд уже вошел в капиталы сервиса аренды электросамокатов Urent, в стартап The Mashina, предоставляющий автомобили по подписке. Управляющий партнер фонда – дочь министра обороны России Ксения Шойгу.

Услуга доставки до двери стала особенно востребованной в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, говорит член инвестиционного комитета фонда Sistema SmartTech Артем Сиразутдинов. По его словам, российский рынок электронной коммерции быстро растет и к 2025 г. может увеличиться почти в 3 раза по сравнению с 2020 г. – до 7,6 трлн руб. Checkbox за счет уникальной цифровой платформы, высоких стандартов сервиса и конкурентной цены может стать одним из лидеров этого быстро развивающегося сегмента, полагает Сиразутдинов.

Checkbox – потенциально интересный актив для инвесторов, подтверждает гендиректор PickPoint Надежда Романова. По ее словам, для современной логистики необходимы технологии, которые устраняют человеческий фактор, оптимизируют процессы и сокращают расходы на доставку. Однако этой компании, как пионеру в использовании искусственного интеллекта для построения и оптимизации транспортных маршрутов, еще предстоит отлаживать продукт и доказывать его состоятельность, говорит она. Для эффективной работы схемы Checkbox необходимо много заказов, рассуждает директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева. Но, по ее словам, если их будет слишком много, то путь курьера к клиенту станет дольше и есть риск, что доставить посылку вовремя не получится. Она признает рост популярности доставки в день заказа, DPD тоже недавно запустила такую услугу.

По данным Data Insight, за 2020 г. в России было доставлено 883 млн заказов, это на 35% больше, чем в 2019 г. Доля доставки до двери во II квартале 2020 г. увеличилась на 17 процентных пунктов до 45%, остальная часть заказов получена через пункты выдачи.