«Лукойл» хочет продать долю в «Западной Курне – 2» китайцам

Ее стоимость может составить не менее $1,5 млрд
«Лукойл»

«Лукойл» официально уведомил власти Ирака о намерении продать свою долю в проекте «Западная Курна – 2» неназванным китайским компаниям, передали 3 июля слова министра нефти Ирака Ихсана Абдель Джаббара агентства Reuters, «РИА Новости», S&P Global Platts. Джаббар сделал заявление в ходе заседания парламента, видео выступления опубликовано на странице министерства в Facebook.

«Лукойлу» принадлежит 75% в проекте, государственной иракской North Oil Company – 25%. Кроме того, стороной договора о разработке месторождения является South Oil Company, которая также представляет сторону Республики Ирак и распределяет нефть проекта.

Возможность прекращения работы в Ираке, по словам Джаббара, также рассматривает и британская BP (владеет 38% в крупном месторождении Румейла). По его словам, такие решения продиктованы тем, что инвестиционная среда в стране является «не подходящей для сохранения крупных инвесторов». Поэтому все они ищут либо другие рынки, либо другого партнера, пояснил чиновник (цитата по «Прайму»). «Ведомости» направили запрос в «Лукойл».

В январе – марте 2021 г. «Лукойл» получил от Ирака в рамках разработки «Западной Курны – 2» 474 000 т компенсационной нефти. Условия соглашения с иракскими властями по данному проекту предусматривают, что затраты возмещаются нефтью, пока полностью не окупятся. Объем полученной за I квартал нефти оказался на 14% меньше, чем за аналогичный период 2020 г., и на 13% ниже показателя за IV квартал, сообщалось в майском отчете компании по МСФО. По итогам квартала «Лукойл» смог добыть на месторождении лишь 27,7 млн барр. (307 000 барр. в сутки). При этом ранее «Лукойл» озвучивал планы по добыче на проекте: с 2020 г. – не менее 480 000 барр. в сутки, а с 2025 г. – по 800 000 барр. в сутки.

Падение добычи в I квартале в «Лукойле» объясняли просьбой правительства Ирака из-за соглашения ОПЕК+. Изначально пик добычи на месторождении «Западная Курна – 2» предполагал уровень в 1,8 млн барр. в сутки, затем был снижен до 1,2 млн барр. 

Что такое «Западная Курна – 2»

«Западная Курна – 2» – одно из крупнейших в мире месторождений нефти с запасами 1,8 млрд т. Расположено на юге Ирака, в 65 км северо-западнее портового города Басры. Месторождение было открыто в 1973 г. Тендер на его разработку консорциум норвежской Statoil и «Лукойла» выиграл в конце 2009 г., в 2010 г. был подписан контракт на разработку и добычу. В 2012 г. Statoil вышла из проекта (ее долю выкупил «Лукойл»). Добыча на «Западной Курне – 2» началась в марте 2014 г. По контракту после начала добычи компании сначала возмещают свои затраты за счет получаемой «компенсационной» нефти, а затем начинают получать прибыль за каждый добытый баррель, для «Лукойла» – $1,15.

Китай уже долгое время демонстрирует интерес к проектам в Ираке, в том числе «Западная Курна – 1» и «Западная Курна – 2», говорит аналитик по нефтегазовому сектору «Атона» Анна Кишмария. По ее мнению, решение «Лукойла» может быть связано с текущими соглашениями ОПЕК+, которые, вероятно, приведут к переносам срока выхода добычи проекта на целевые показатели. Кроме того, аналитик напоминает, что недавно глава «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что компания ведет переговоры об изменении условий работы на формации Ямама «Западной Курны – 2» из-за сложности разработки пласта.

Ранее за свою 32,7%-ную долю в сопоставимом по размеру месторождении «Западная Курна – 1» (запасы 1,38 млрд т) Exxon Mobil просила $500 млн, говорит аналитик крупной инвесткомпании, попросивший об анонимности. Исходя из этого, 75%-ная доля в «Западной Курне – 2», по его оценкам, может стоить минимум $1,5 млрд.

С этой оценкой согласен аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, который добавляет, что речь может идти о сумме «от $1,5 млрд до нескольких миллиардов долларов».

Для «Лукойла» это центральный проект за рубежом и крупная ресурсная база, замечает он. Особенно учитывая, что в России компании сложно наращивать ресурсную базу, так как крупные месторождения распределены, добыча в Западной Сибири падает, а вкладывать в Восточную Сибирь крайне затратно, добавляет Юшков. Стратегия «Лукойла» и заключалась в том, чтобы уходить в другие страны, в международные проекты. По мнению владельцев «Лукойла», такой подход также делает их собственность более защищенной, полагает эксперт.

Поэтому не совсем понятно, зачем «Лукойл» готов продать такой крупный актив, удивляется Юшков. Возможно, владельцы компании не видят в принципе перспектив нефтяной отрасли и предпочитают перевести активы реального сектора в деньги.

В то же время уведомление иракской стороны говорит только о том, что компания запустила процесс переговоров, говорит Юшков. «Возможно, переговоры будут идти долго, а сделка может так и не состояться», – не исключает он.

В феврале 2017 г. Алекперов говорил, что компания окупила все инвестиции в разработку месторождения «Западная Курна – 2», которые составили $6 млрд. И на текущем этапе получает небольшое вознаграждение в размере $1,15 на 1 барр. добычи и компенсацию текущих затрат. При этом в 2016 г. первый вице-президент «Лукойла» Равиль Маганов отмечал, что компания готова приступить ко второй фазе освоения «Западной Курны – 2», что позволит нарастить добычу, но для этого нужны новые инвестиции. Стоимость второй фазы Алекперов оценивал в $6,5 млрд. При этом «Лукойл» также участвует в проекте по разработке в Ираке другого месторождения – Эриду и информации о планах по выходу компании из проекта не поступало.