«Круглогодичный Севморпуть» признан стратегическим проектом государства

Его затормозит недостаток мощных ледоколов и спутниковой связи, прогнозируют эксперты
Навигация в восточном секторе СМП зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки/ РИА Новости

Круглогодичная навигация по Севморпути признана стратегическим проектом для государства и должна начаться к 2030 г. Проект затормозит недостаток мощных ледоколов и спутниковой связи, прогнозируют эксперты

1 трлн на проект

Проект «Круглогодичный Севморпуть» вошел в стратегию социально-экономического развития России. Об этом стало известно из актуального перечня инициатив (есть у «Ведомостей»). Этот и еще 41 проект были представлены 19 июля президенту Владимиру Путину на заседании Совета по стратегическому развитию.

Круглогодичная навигация по Севморпути (СМП) – один из самых дорогих проектов стратегии, на него приходится более 1/5 от всех выделяемых на стратегические проекты госсредств. Как заявил вице-премьер Андрей Белоусов в ходе заседания у Путина, стоимость Северного морского транзитного коридора на базе СМП до 2030 г. составит 716 млрд руб., из этой суммы более 400 млрд будет приходиться на 2021–2024 гг. Порядка 250–260 млрд из них вложит «Росатом», 130–140 млрд будет выделено из бюджета и ФНБ. Источник «Ведомостей» в «Росатоме» говорит, что сумма проекта круглогодичной проводки судов по СМП, вероятно, будет скорректирована и по факту превысит 1 трлн руб.

СМП проходит вдоль российского побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Его протяженность – около 5600 км. До 2019 г. навигация по СМП начиналась в июле и заканчивалась в ноябре. В 2020 г. она стартовала в конце мая и продлилась до января 2021 г. Это стало возможно за счет осуществления сверхранней экспериментальной проводки танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» («Новатэк»).

Навигация в восточном секторе СМП зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки. Толщина льда там достигает 3 м. Развитие круглогодичной навигации по СМП позволит сделать его полноценной альтернативой Суэцкому каналу, сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию, говорил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков на коллегии ведомства в мае 2020 г.

Ответственным за развитие СМП от государства является ГК «Росатом». Основные участники проекта, которые обеспечат грузопоток, – «Роснефть», «Новатэк», «Газпром нефть», «Норникель», ГДК «Баимская» и «Аеон».

Проект перехода на круглогодичную навигацию по СМП состоит из трех этапов. На первом, к 2024 г., объем перевозок грузов по СМП должен вырасти до 80 млн т с 33 млн по итогам 2020 г. при сохранении текущих навигационных условий. Выполнение этой задачи должен обеспечить в основном «Новатэк». Согласно презентации зампреда правления компании Евгения Амбросова, которую он представил на Дне Арктики в Санкт-Петербурге 23 июля, с 2024 г. компания собирается отгружать по СМП до 42 млн т сжиженного природного газа (СПГ) в год (по западному маршруту – 22 млн т, по восточному – 20 млн т).

К 2030 г. – на втором этапе проекта развития СМП – должна быть налажена круглогодичная навигация, а грузопоток планируется нарастить до 150 млн т, из которых 30 млн составит транзит. На третьем этапе, к 2035 г., СМП должен стать международным транспортным коридором. В «Росатоме» рассчитывают, что к этому времени грузопоток достигнет 160 млн т.

Исполнители готовы

Представитель «Росатома» сказал «Ведомостям», что круглогодичную навигацию по СМП возможно реализовать уже к 2025 г. Прогноз «Новатэка» еще более оптимистичный. В компании говорят, что с учетом программ правительства и «Росатома» по развитию ледокольного флота компания планирует начать круглогодичную навигацию с 2024 г. для регулярной доставки СПГ азиатским потребителям.

Но в «Росатоме» отмечают, что ледовая обстановка в восточном секторе СМП значительно сложнее, чем в западном, где свою деятельность осуществляет «Новатэк». Поэтому проход по этому маршруту зимой и весной практически невозможен без специальной ледокольной проводки. «Перед нами стоит задача развить восточный сектор, чтобы можно было возить грузы в страны АТР. Вот для этого мы сейчас и строим ледокольный флот», – сказали в компании.

В рамках стратегической инициативы планируется строительство судов ледового класса для проекта «Восток ойл» «Роснефти», для Баимского ГОКа, для ООО «Северная звезда» корпорации «Аеон» и для контейнерного оператора «Русатом карго» госкорпорации «Росатом».

В «Роснефти» отметили, что поставки сырья с проектов компании в перспективе должны обеспечить до 2/3 грузопотока стратегического маршрута по СМП. Поставки будут осуществляться через транспортную инфраструктуру в бухте Север с «Восток ойла» (ресурсная база – 6 млрд т нефти), который компания реализует совместно с зарубежными партнерами на севере Красноярского края. «С момента пуска магистрального трубопровода и порта в бухте Север поставка нефти составит к 2024 г. до 30 млн т, к 2027 г. – до 50 млн, к 2030 г. – до 100 млн», – сообщили в компании. Там также напомнили, что на принадлежащей компании судоверфи «Звезда» строятся уникальные для РФ танкеры типа «Афрамакс» (дедвейтом 80 000–120 000 т), танкеры-газовозы и суда снабжения. В мае 2020 г. судоверфь спустила на воду первый российский танкер «Афрамакс», получивший название «Владимир Мономах», а в декабре – первое российское судно снабжения усиленного ледового класса «Катерина Великая». Портфель заказов «Звезды» – более 50 судов.

Количество необходимых судов постоянно корректируется в зависимости от уровня проработки арктических проектов разных компаний, говорят в «Росатоме». 23 июля первый заместитель главы «Росатома» Кирилл Комаров также рассказал, что корпорация закажет дополнительно еще шесть ледоколов, чтобы обеспечить к 2030 г. необходимый объем вывоза российского сырья за рубеж и транзитный грузопоток из других государств по СМП. Два из них, по словам Комарова, – это атомные ледоколы типа «Арктика» проекта 22220 мощностью 60 МВт, еще четыре – ледоколы на СПГ.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев сказал «Ведомостям», что более легкие ледоколы на СПГ мощностью 25–45 МВт будут строиться «в альянсе с бизнесом». По данным «Коммерсанта», инвестировать в такие ледоколы намерены, в частности, «Норникель» и «Новатэк».

Слабые места – ледоколы и спутники

По словам источника «Ведомостей» в судостроительной отрасли, для осуществления круглогодичной навигации по всему СМП необходимы атомные ледоколы, способные преодолевать льды толщиной более 3 м. «В настоящее время такой ледокол есть – «Арктика» проекта 22220 (спущен на воду в 2016 г., первый рейс осуществил в 2020 г. – «Ведомости»). Но при его мощности в 60 МВт скорость движения судна в многолетних ледяных торосах толщиной более 3 м составляет около 2 узлов (3,7 км/ч). Это неприемлемо при коммерческих проводках караванов, где требуемая экономическая скорость составляет 8–12 узлов (15–22 км/ч). Для этого нужны более мощные ледоколы», – отметил источник. А подобных судов в России пока нет, утверждает он.

На дальневосточной верфи «Звезда» заложен ледокол «Лидер» проекта ЛК 120, который вдвое мощнее «Арктики». Но его должны ввести в эксплуатацию только в 2027 г. По данным «Роснефти», атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 м. Для сравнения: «Арктика» – лишь чуть более 30 м. «Лидер» обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации по СМП крупнотоннажных транспортных судов и газовозов. Лихачев на Дне Арктики сказал «Ведомостям», что «Росатом» в 2023–2024 гг. примет решение, сколько еще серийных больших ледоколов мощностью 120 МВт потребуется России после 2030 г. Объединенная судостроительная корпорация также строит сегодня на Балтийском заводе еще четыре ледокола, аналогичных «Арктике».

Срыв финансирования строительства атомных ледоколов может поставить под вопрос реализацию всего проекта. Такой риск обозначен в паспорте стратегической инициативы «Круглогодичный Севморпуть». Ледоколы – это очень дорого, подтверждает источник «Ведомостей» в судостроительной отрасли.

Еще одним серьезным вызовом для проекта является обеспечение устойчивой спутниковой связи на всем протяжении СМП. «Поскольку российские спутники не могут отслеживать Арктический регион, мы не можем прогнозировать ледовую обстановку, ветер и течение. Это самое тонкое место проекта», – говорят в «Росатоме». Представитель «Роскосмоса» заявил, что необходимые мероприятия для поддержки круглогодичного функционирования СМП «на минимально необходимом уровне» уже реализуются.

Эксперты видят сложности с достижением целевого показателя по увеличению загрузки СМП как к 2024 г., так и на перспективу до 2030 г. Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова связывает это со смещением сроков реализации угольных проектов. В частности, по разработке лицензионных участков Тайбасса («Востокуголь»), которые должны были ежегодно обеспечивать загрузку СМП на 19,5 млн т. Проект «Востокугля» на Таймыре заморожен на неопределенный срок после обвинения в хищении и увольнения в начале 2020 г. одного из владельцев компании, Александра Исаева, и смерти другого – Дмитрия Босова. Сейчас Арктической горной компанией (управляющая компания проекта) владеет Роман Троценко («Аеон»). Но о конкретных планах по разработке месторождения до сих пор не сообщалось.

В ходе Дня Арктики «Аеон» подписал с «Росатомом» соглашение о строительстве судов ледового класса и буксиров для доставки генеральных грузов и продукции входящего в Тайбасс Сырадасайского угольного месторождения (предполагается, что разработкой месторождения займется входящая в «Аеон» компания «Северная звезда»). Число судов в соглашении не указано, но ранее Троценко заявлял, что до 2032 г. будет объявлен конкурс на поставку 28 судов на сумму $1,4 млрд.

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает прогнозы судопотока в восточном секторе, а также определение мест размещения перевалочных комплексов и потребностей в ледокольном флоте недостаточно обоснованными. «Текущая оценка потребности в атомных ледоколах учитывает развитие схем транспортировки СПГ проектов «Новатэка», в то время как потребности в ледоколах для круглогодичного вывоза на восток нефти проекта «Восток ойл», угля «Северной звезды» и обеспечения контейнерных перевозок «Русатом карго» на перспективу до 2030 г. не определены», – отметил эксперт.

«Ведомости» обратились за комментариями в Минтранс, «Газпром нефть» и «Аеон», но ответов не получили.