Аварию на Транссибе ликвидировали за два дня

Но размытый дождями мост все же лишит РЖД 3,3 млн т грузов в июле, подсчитали эксперты
После сильных дождей переправа через реку Ареда рухнула на перегоне между станциями Куэнга и Укурей / Пресс-служба МЧС по Забайкальскому краю

Обрушение моста на Транссибе в Забайкальском крае, на перегоне Куэнга – Укурей вблизи села Нижняя Куэнга, 23 июля застопорило перевозки в восточном направлении почти на двое суток.

Мост рухнул после наводнения и подмыва насыпи из-за сильных ливней (за сутки в регионе выпала месячная норма осадков).

Движение грузовых и пассажирских поездов по Транссибирской магистрали было остановлено в обоих направлениях. ОАО «РЖД» известило грузоотправителей и операторов грузовых вагонов о том, что на трое суток вводит ограничение на отправку в восточном направлении всех грузов со станций восточнее ст. Бушулей Забайкальской железной дороги. Исключение сделали только для доставки продовольствия. Об этом сообщается в телеграмме РЖД от 23 июля (есть у «Ведомостей»). Также в ней говорится, что три дня не будет осуществляться погрузка на станциях Дальневосточной железной дороги, участке Бушулей – Журавли Забайкальской железной дороги и Железных дорог Якутии.

Железнодорожная госмонополия вынуждена была отправить около 3200 пассажиров к местам назначения самолетами и автобусами. Сохранить транзит социально значимых грузов – продуктов, топлива для предприятий, бензина и авиатоплива – железнодорожники старалась за счет переброски грузов с Транссиба на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Но мощности последнего не могли переварить такой объем грузов, поскольку пропускные мощности однопутного БАМа не превышают 15% от возможностей Транссиба.

«К сожалению, перенаправить [на Байкало-Амурскую магистраль] все грузы невозможно, сегодня она и так работает на пределе своих возможностей», – сообщила РЖД в своем Telegram-канале.

Движение по первой железнодорожной ветке обрушившегося моста восстановили днем 25 июля – раньше срока, намеченного накануне на оперативном совещании президента Владимира Путина с членами Совета безопасности. Вторую ветку РЖД должны восстановить в течение пяти дней с момента аварии.

«Транссиба сейчас нет ни для кого. Это последствия стихийного бедствия, от которого страдают все, не только компании – операторы грузовых вагонов», – сказал «Ведомостям» представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В СОЖТ рассчитывают, что существенных потерь в объемах перевозок удастся избежать, если движение быстро восстановят.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, в первую очередь потери понесут операторы вагонов для перевозки угля, металлов и железной руды в адрес дальневосточных портов. «Это «дочка» СУЭК – Национальная транспортная компания, а также ПГК, ФГК, «Новотранс», «Угольтранс», – перечисляет он. – Пострадают также контейнерные операторы, осуществляющие перевозки между Дальним Востоком и западной частью России».

Официальный представитель ГК «Дело» (управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, а также парком платформ для контейнерных перевозок через «Трансконтейнер») сказал «Ведомостям», что сбой движения по Транссибу создает дополнительное напряжения на рынке контейнерных перевозок, при том что обстановка и так сложная в связи с их резким подорожанием в течение 2020 г. «Такой форс-мажор может существенно повлиять на планы наших клиентов, особенно в отраслях, критически завязанных на сроки поставок», – беспокоится он.

Директор Rail Cargo Logistics-RUS (входит в дочернюю компанию австрийских железных дорог ÖBB – Rail Cargo Group) Александр Баскаков добавил, что пробки на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах наблюдались еще до паводка. «С обрушением моста ситуация только ухудшится», – считает он. ЧП в Забайкалье, по его словам, также может мешать доставке транзитных грузов по маршруту Китай – Европа – Китай. «Во Внутренней Монголии (автономный район на севере Китая. – «Ведомости») тоже наблюдаются ливни и наводнения. Более-менее стабильно работает сегодня только погранпереход Достык – Алтынколь, но он забит транзитом», – говорит Баскаков. Восстановление второй ветки Транссиба может занять до недели, полагают источники «Ведомостей» в компаниях-операторах. Течение в реке Ареда бурное, в регионе продолжают идти мощные дожди, поясняет один из собеседников.

По оценкам Института исследований проблем железнодорожного транспорта, минимальные потери погрузки для РЖД в июле составят 3,3 млн т. «С учетом того что в дальнейшем потребуется также корректировка суточной погрузки для стабилизации ситуации и обеспечения пропуска простаивающих поездов, железнодорожники потеряют еще 3,2 млн т до середины первой декады августа», – сказал глава института Павел Иванкин. План работы РЖД на июль этого года предполагал рост погрузки на 4,6% к июлю 2020 г. и 0,5% к июлю доковидного 2019 г., сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источники. Погрузка в июле прошлого года составила 103,8 млн т.

По словам Иванкина, сбой движения на Транссибе также негативно отразится на транзитных контейнерных перевозках: отставание от плана составит 5–5,5%, считает эксперт.

Семенкин предупредил и о долгосрочных рисках коллапса на железной дороге из-за обрушения моста: «На Дальнем Востоке будет скапливаться большое количество порожних вагонов, которые не смогут после разгрузки перенаправить, например, на Кузбасс. Это создаст дефицит свободного подвижного состава». И накапливающиеся проблемы, по его словам, с каждым днем будет решать все сложнее. «Если движение полностью не восстановят в течение недели, то вагоны будут разъезжаться по сети РЖД около двух месяцев», – говорит Семенкин.

РЖД сегодня реализует масштабную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 2024 г., включая проект «Транссиб за 7 суток». По программе в 2024 г. эти железнодорожные магистрали смогут пропускать до 180 млн т грузов в год против 144 млн т в 2020 г. Но даже такое существенное расширение возможностей Восточного полигона не поможет исключить риски, как в случае с обрушением моста в Забайкалье. «Высокий износ мостов и искусственных сооружений – важная проблема железнодорожной инфраструктуры. Но отдельная программа их комплексного обновления у РЖД отсутствует, что делает неизбежными аварии на них», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

В Минтрансе и правительстве Кузбасса на запросы «Ведомостей» не ответили. Также поступили крупные операторы грузовых вагонов (ФГК, ПГК, «Новотранс» и т. д.), угольные и металлургические компании (СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-уголь», «Мечел», «Евраз» и др). В РЖД от дополнительных комментариев отказались.