РЖД идет по путям «Газпрома»

Проект может столкнуться с проблемами высокой себестоимости и экологическими рисками
Андрей Гордеев / Ведомости

РЖД определила три потенциальных маршрута для новой железной дороги из России в Китай через Алтай, рассказал на закрытом брифинге журналистам заместитель гендиректора госмонополии Алексей Шило.

Конечным пунктом во всех вариантах является станция Авейтань в Синьцзяне, откуда ветка пойдет к границе. Протяженность участка границы с КНР на Алтае составляет всего 55 км, он находится в труднодоступной горной местности (высота – от 2500 до 3000 м).Первый вариант маршрута может пройти от станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), общая протяженность линии – порядка 1000 км. Второй – от станции Таштагол ЗСЖД (около 1081 км, в том числе 781 км по РФ). Третий – от станции Абаза Красноярской железной дороги (более 1276 км).

Как отмечает старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин, сейчас на западе КНР основная железная дорога идет до погранперехода в Казахстан Алашанькоу – Достык. Но есть ответвление на север к городу Бэйтунь в сотнях километров от российской границы.

РЖД впервые говорила об идее дороги в Китай через Алтай в 2017 г. Был вариант с прокладкой двух тоннелей, но уже в апреле 2021 г. Шило сообщал, что можно рассмотреть и другие варианты, например возведение дороги на эстакадах.

По его словам, РЖД совместно с «Росжелдорпроектом» оценила потенциальный объем грузовой базы проекта в 30 млн т в год. Здесь могут переваливаться сырьевые грузы (включая уголь и руду), продукты питания, а также проходить контейнерный транзит, считает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Новый погранпереход разгрузит Транссиб и сократит сроки перевозки, так как это выход в Китай по самому короткому расстоянию, говорит эксперт.

РЖД не называет стоимость проекта и источники финансирования, так как бюджет будет зависеть от маршрута, технологии строительства и цен на стройматериалы.

Шило сообщил, что представительство РЖД в КНР прорабатывает этот вопрос с Пекином. По словам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, стоимость строительства может превысить $13,5 млрд.

Пока РЖД инвестирует в расширение Восточного полигона (2,3 трлн руб. в инвестпрограмме 2021–2023 гг.), в том числе увеличивает пропускную способность направлений к существующим погранпереходам в Китай. Сейчас есть два железнодорожных перехода: Маньчжурия – Забайкальск (до 70% всех перевозок) и Суйфэньхэ – Гродеково.

Объем внешнеторговых перевозок между Россией и КНР по Забайкальской железной дороге в 2020 г. сохранился на уровне 2019 г. и составил 17,9 млн т грузов. Экспорт снизился на 1% до 15,7 млн т грузов, основные грузы – лес (4,5 млн т), уголь (3,3 млн т) и руда (2,7 млн т). Объем импорта к 2019 г. вырос на 8,7% до 2,2 млн т грузов. Основная доля – грузы в контейнерах. За январь – май 2021 г. перевозки контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай по инфраструктуре РЖД выросли по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. в 1,7 раза до 292 100 TEU.

Сейчас, по словам источника «Ведомостей» в отрасли, российские импортеры постоянно сталкиваются с задержками на входе из Китая в Россию: «Поэтому любое дополнительное окно из Китая в Россию лишним не будет».

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, из-за эпидемиологических ограничений в КНР пункты пропуска работают далеко не на полную мощность, поэтому проблемы с импортом, экспортом и транзитом объективно существуют. «Китай рассматривает Россию как один из ключевых источников распространения коронавируса и закручивает гайки», – говорит он, добавляя, что потенциал развития существующих пунктов пропуска далеко не исчерпан.

Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук добавил, что вопрос необходимости дополнительного погранперехода целесообразно прорабатывать с Китаем, который, в свою очередь, делает ставку на железнодорожные проекты в обход России и финансирует их.

«В целом реализация такого масштабного проекта не выглядит реалистичной с точки зрения потенциала привлечения внебюджетного финансирования в горизонте до 2030 г., даже если китайская сторона будет готова его поддержать», – сказал Бурмистров. По словам Баранова, если на проект деньги все-таки найдутся, то ориентировочный срок окупаемости может составить 15–20 лет, а в случае высокой загрузки данной дороги он может быть меньше и составит 11–13 лет. Иванкин добавил, что проект целесообразно рассматривать как стратегический, так как сроки окупаемости выходят за рамки экономически обоснованного.

Одним из основных рисков проекта может стать экологическая и местная политика, считает Кашин. Он напомнил, что с подобными трудностями уже сталкивался «Газпром».

Компания планировала западный маршрут по экспорту в Китай через Алтай. Стоимость проекта оценивалась от $4,5 млрд до $13,6 млрд. Но этот маршрут проходил через плато Укок, входящее в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая». «Газпром» за это критиковали экологические организации и сообщества коренных народов. В 2008 г. в силу «неконкурентоспособности и экономической нецелесообразности» проект вывели за генеральную схему развития газовой отрасли РФ до 2030 г. По последним планам «Газпрома» маршрут должен пройти в Китай через Монголию.

Кашин добавил, что планируемый маршрут РЖД пройдет в малонаселенную западную часть Китая, откуда грузы придется транспортировать в центр и на восток страны. Но, по его словам, КНР очень активно занимается развитием сухопутных транспортных коридоров в западном направлении.