Строители дорог грозят остановить работу

Из-за подорожания стройматериалов отрасль просит поднять цену госконтрактов на 15%
Строители дорог грозят остановить работу по уже заключенным госконтрактам/ Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР, объединяет крупнейшие дорожно-строительные компании) просит правительство увеличить на 15% стоимость заключенных до 1 июля госконтрактов на строительство, ремонт и реконструкцию дорог и дорожных сооружений. Об этом на пресс-конференции 11 августа заявил президент ассоциации Юрий Агафонов. АСДОР также предлагает индексировать стоимость материалов и работ в рамках дорожных строек по фактической инфляции вместо прогнозной и увеличить закладываемый в контракты размер сметной прибыли подрядчика с 5,1 до 10%, следует из материалов ассоциации к конференции. Эти предложения были направлены в правительство, пояснил «Ведомостям» представитель ассоциации.

По данным АСДОР, фактическая рентабельность мостостроительных компаний за 2017–2019 гг. составила минус 1,02%, рентабельность дорожно-строительных компаний – 0%. Сейчас на подрядчика ложатся дополнительные затраты, которые никак не учитываются в смете. Среди них – банковские гарантии, страхование, проценты по кредитам. Совокупно это порядка 4% от начальной максимальной цены контракта. Мало того, с начала 2021 г. идет значительный рост цен на стройматериалы, следует из мониторинга Союза инженеров-сметчиков. Битум подорожал на 43,8%, лакокрасочные материалы – на 34,6%, асфальтобетонные смеси – на 9,5%, цемент – на 3,6–5,3%, щебень – на 4,5%, песок – на 3,3%.

Все неучтенные затраты, а также риски повышения цен на материалы всегда закладывались в норму сметной прибыли, поясняет представитель АСДОР. В составе структуры сметной стоимости прибыль до 2020 г. была на уровне 7%. В 2021 г. Минстрой снизил ее до 5,1%. «Мы просим повысить прибыль подрядчика по смете до 10%. Но при таком повышении цен на стройматериалы этого недостаточно. Поэтому уже заключенные контракты просим проиндексировать на 15%», – объяснил собеседник газеты.

Если эти предложения не будут приняты, компаниям придется останавливать строительство объектов, уходить на банкротство или ждать решений по их национализации – либо нужно создавать новые казенные дорожно-строительные предприятия, сказал «Ведомостям» Агафонов. «Соответственно, это скажется на реализации крупных федеральных и региональных проектов, в первую очередь на самых дорогостоящих», – добавил он. Крупнейшим проектом дорожного строительства в России после завершения Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье стало создание скоростной платной автотрассы от Москвы до Казани. Ее стоимость составляет порядка 640 млрд руб.

Это не первая попытка дорожников донести до правительства положение дел в отрасли. В июне 2021 г. главы 19 крупнейших российских дорожно-строительных компаний в письме президенту Владимиру Путину характеризовали состояние отрасли как «кризисное» и создающее «неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны». По мотивам письма компании совместно с АСДОР составили свои предложения для правительства.

Минстрой в начале августа разработал проект механизма, который позволит увеличивать цены госконтрактов до 30% из-за роста цен на стройматериалы, писал РБК. Предполагается, что он будет применяться для контрактов от 1 млн руб., заключенных до 1 июля по закону о госзакупках (44-ФЗ). Но АСДОР в материалах к конференции указывает, что механизм будет распространяться лишь на контракты 2021–2022 гг., хотя уже сейчас у крупных компаний заключены контракты со сроком реализации 2023–2024 гг. Документ не дает возможности подрядчику компенсировать разницу между стоимостью уже закупленных материалов и фиксированной в контракте стоимостью ресурсов за период с января 2021 г. до начала действия постановления. Не предусмотрена и компенсация роста стоимости трудовых ресурсов. «Для погашения кассового разрыва подрядчикам придется привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Текущая долговая нагрузка с учетом ковенант, установленных банками по кредитным договорам, заключенным ранее, является для подрядчиков предельной», – подчеркивает ассоциация.

То, что отраслевое сообщество просит немедленных и радикальных действий от властей, вполне ожидаемо, так как в последние 10 лет ситуация в строительной сфере становилась стабильно хуже с каждым годом, говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. «Компании не могут прогнозировать свою загрузку, так как госзаказчики часто меняют планы, а за масштабными стройками следуют периоды простоя. Ценообразование в отрасли также непрозрачное, поэтому рентабельность подрядов часто тоже сложно предсказать заранее. При этом система госзаказа и выдачи авансов выстроена так, что подрядчикам необходимы кредиты и банковские гарантии, стоимость которых в смете в большинстве случаев не учитывается», – объяснила она «Ведомостям». По словам Галактионовой, банки в большинстве случаев расценивают строительные компании как наиболее рисковый тип заемщика, поскольку финансовая устойчивость многих из них подорвана контрактной системой, что, в свою очередь, приводит к росту стоимости кредитов и гарантий.

В аппарате профильного вице-премьера Марата Хуснуллина «Ведомостям» сказали, что обращение от ассоциации не поступало, а при поступлении оно будет рассмотрено в установленном порядке. Там признали наличие проблемы роста стоимости материалов и добавили, что на площадке правительства разрабатываются различные варианты ее решения. Представители Минтранса и Минстроя на вопросы «Ведомостей» не ответили.