ГТЛК не получит самолеты «ВЭБ-лизинга»

На 79 воздушных судов может претендовать «дочка» Промсвязьбанка
ГТЛК не получит самолеты «ВЭБ-лизинга»/ Максим Стулов / Ведомости

Сделка по передаче самолетов и вертолетов Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) из лизингового портфеля «ВЭБ-лизинга» фактически остановлена, сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых с ходом ее исполнения, и подтвердили два федеральных чиновника. По словам одного из источников, «ВЭБ-лизинг» не предпринимает никаких шагов по ее реализации, а ГТЛК не очень заинтересована в сделке. «Вероятнее всего, она не состоится», – говорит собеседник «Ведомостей».

Речь идет о 79 воздушных судах, которые уже сданы в лизинг эксплуатантам, в том числе 36 SSJ100, а также самолетах производства Airbus и Boeing (структура портфеля «ВЭБ-лизинга» подробно не раскрывается). Также ГТЛК должна была получить от «ВЭБ-лизинга» твердый контракт на 30 МС-21, рассказывал в апреле журналистам генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. От этого контракта ГТЛК не отказывается, сказал «Ведомостям» человек, близкий к этой лизинговой компании. Дитрих говорил, что сделка включала «фондирования под эти активы (79 самолетов и вертолетов. – «Ведомости») по той же сумме, которую эти активы стоят, и передачу дополнительного капитала». Получить 79 судов на баланс ГТЛК планировала до конца 2021 г., документы должны были подписать до 25 июня.

Самолеты «ВЭБ-лизинга» могут быть переданы другой лизинговой компании – «ПСБ лизингу», говорит источник «Ведомостей» в правительстве. Промсвязьбанк (ПСБ) действительно стал активно заниматься лизингом SSJ100 недавно через свою лизинговую «дочку» и гипотетически контракты по этим судам «ВЭБ-лизинг» мог бы передать ПСБ, рассуждает старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов. С ним соглашается генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

188,2 млрд руб.

таков объем чистых инвестиций «ВЭБ-лизинга» в лизинг до вычета резервов по итогам 2020 г. Это грубая оценка размера бизнеса компании на данный момент, соглашаются эксперты. На самого крупного лизингополучателя – эксплуатантов авиатехники – приходилось 53,5% чистых инвестиций. На второго по величине клиента, эксплуатантов железнодорожной техники, – 11,3%

«Сейчас неизбежно потребуется разработка специальной схемы поэтапного сокращения бизнеса, продажи «ВЭБ-лизинга» полностью или передачи части лизингового портфеля контрагенту, для которого санкционные риски минимальны, например, опорному банку для ОПК – ПСБ, у которого есть дочерняя компания «ПСБ лизинг», – поясняет он. С самолетами Boeing и Airbus будет сложнее, считает Коршунов: «Их, возможно, предложат рынку – в сегменте авиализинга работают в основном госкомпании, которые имеют опыт передачи в лизинг и аренды иностранных судов». Представитель ПСБ не ответил на запрос «Ведомостей».

«Для ВЭБа некритично, кому передавать активы, – корпорация исполнит поручение правительства, – отмечает человек, близкий к ВЭБу. – Главное – чтобы передача активов была основана на адекватном возмещении на рыночной основе». Представители ГТЛК, ВЭБа, Минтранса отказались от комментариев. Представители правительства, первого вице-премьера Андрея Белоусова, вице-премьера Юрия Борисова не ответили на запрос «Ведомостей».

Объединить активы ГТЛК и «ВЭБ-лизинга» планировалось в рамках реформирования институтов развития в России, о котором говорил премьер-министр Михаил Мишустин в октябре 2020 г. Реформа позволила бы исключить дублирующие функции. Как пояснял первый зампред ВЭБа Николай Цехомский, для института развития «не очень правильно» заниматься лизингом Boeing или Airbus – это не поддержка российского производителя, поэтому ВЭБ выйдет из этого бизнеса. Как следует из дорожной карты реформы, «ВЭБ-лизинг» должен быть ликвидирован до конца 2021 г.

Против передачи активов «ВЭБ-лизинга» ГТЛК выступил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, писал в мае «Коммерсантъ». В письме президенту Владимиру Путину он напомнил о «рисках включения ГТЛК в санкционные списки и лишения возможности привлекать деньги на международных рынках», поскольку ВЭБ находится под санкциями США. Чемезов также предложил передать ГТЛК в ведение Минпромторгу. Сегодня ГТЛК на 100% принадлежит Минтрансу и управляется им.

В августе РБК сообщил, что Белоусов подписал новую дорожную карту развития ГТЛК, по которой компанией будут управлять оба министерства. «Ведомости» также ознакомились с документом. Минтранс и Минпромторг к осени заключат соглашение о совместном развитии ГТЛК, в ее совет директоров на паритетных началах войдут представители обоих ведомств, а также «Ростеха». К 15 октября ГТЛК заключит с «Ростехом» соглашение о закупках техники. Сделка с «ВЭБ-лизингом» в документе не упоминается. Представитель «Ростеха» отказался комментировать сделку. Представитель Минпромторга переадресовал запрос «Ведомостей» в Минтранс.

По итогам 2020 г. ГТЛК – крупнейший в России лизингодатель с портфелем в 1,3 трлн руб., говорит Коршунов из «Эксперт РА». «После пересмотра стратегии в 2019 г., новая версия которой предполагала свертывание розничных сделок и переход к проектам модернизации транспортной инфраструктуры в городах, «ВЭБ-лизинг» перестал публиковать информацию о сделках. Поэтому структуру его портфеля по отраслям определить довольно трудно», – отмечает эксперт. В рэнкинге «Эксперт РА» «ВЭБ-лизинг» последний раз появлялся в конце 2019 г., когда компания была на четвертой строчке с портфелем в 417,3 млрд руб. Портфель ГТЛК тогда оценивался в 1,1 трлн руб.

В отчетности «ВЭБ-лизинга» по МСФО за 2020 г. основными направлениями деятельности указаны лизинг воздушных, морских и речных судов, железнодорожной техники, сложного производственного и строительного оборудования. «Ранее «ВЭБ-лизинг» занимал ведущие позиции в автолизинге. Но после изменения стратегии компания начала сворачивать это направление и больше концентрироваться на корпоративных сделках», – добавляет Коршунов.