Минпромторг смирился с задержкой строительства Жатайской судоверфи

Срок перенесен с 2021 на 2023 год из-за нехватки строителей и инвестиций
Выход верфи на полную мощность планировался на 2025 г. , но Минпромторг выявил серьезные риски срыва сроков / ЮРИЙ СМИТЮК / ТАСС

Минпромторг 13 августа разместил на портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения (до 27 августа) проект постановления, который предполагает перенос сроков ввода в эксплуатацию АО «Жатайская судоверфь» (ЖСВ) с 2021 на 2023 г.

Строительство верфи на базе Жатайского судостроительного и судоремонтного завода под Якутском – это единственный проект региона, который включен в госпрограмму «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». ЖСВ образована в 2016 г. с уставным капиталом 2 млн руб. Акционеры – Росимущество (82,19%), «Корпорация развития республики Саха (Якутия)» (15,1%, КРРС) и Ленское объединенное речное пароходство (2,4%, ЛОРП). Стоимость проекта – 5,75 млрд руб. Минфин РФ с 2019 г. предоставил ЖСВ из бюджета 4,1 млрд руб. в виде взноса в уставный капитал для строительства и реконструкции мощностей, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства. Еще 750 млн руб. вложила КРРС, оставшиеся 894,5 млн руб.  – заемные внебюджетные средства (в 2021 г. в бюджет Якутии на 2021–2026 гг. включены расходы на возврат займа).

Согласно проектной документации, Ленский бассейн имеет выход только на Севморпуть, что усложняет поставки речных судов из других регионов, поэтому «альтернативы АО «Жатайская судоверфь» нет».

По данным правительства Якутии, в бассейне в период навигации эксплуатируется более 700 судов, флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации – более 38 лет (норматив – 24 года). На ЖСВ планируется ежегодно строить 10 речных судов, модернизировать шесть судов, утилизировать и ремонтировать суда. До 2036 г. планируется построить 130 речных судов. По словам аналитика ФГ «Финам» Наталии Пырьевой, перенос сроков строительства верфи в любом случае будет затормаживать развитие северного завоза, поскольку в регионе довольно остро стоит проблема устаревания инфраструктуры.

Ввод верфи планировался на конец 2021 г., а выход на полную мощность – в 2025 г. Но, отмечается в пояснительной записке, Минпромторг выявил серьезные риски срыва сроков. Это связано с несвоевременным привлечением внебюджетных средств для покупки оборудования. Причиной стал длительный срок получения гарантии от властей Якутии на компенсацию части затрат на оплату долга и процентов по кредиту, а также отказ согласования договора о предоставлении кредитных средств для привлечения внебюджетной составляющей, говорится в записке.

Также причинами переноса сроков Минпромторг называет несвоевременную передачу земель для строительства, а также «низкие темпы работ основной подрядной организации в связи с нехваткой оборотных средств», которые повлияли на график проведения конкурса по выбору исполнителя работ на отдельных участках. Подрядчики проекта малоизвестны – ООО «Элтера» (Чебоксары) с двумя контрактами на 1,8 млрд руб. и на 756 млн руб., ООО «Гарт» (Новосибирск) с контрактом на 860 млн руб., ООО «Восход» (Якутск) с контрактом на 226 млн руб. «Гарт» с ноября 2020 г. в реестре недобросовестных поставщиков. Осложняющим фактором, по данным министерства, стала аномально холодная зима 2020/21 г., из-за чего было невозможно полноценно производить работы. В то же время оказала свое воздействие и пандемия – задерживались поставки стройматериалов, из-за оттока мигрантов снизилось число персонала. В феврале 2021 г. директор ЖСВ Петр Накул в интервью ТАСС заявлял, что на строительстве верфи в 2 раза увеличат количество рабочих – до 300 человек. Однако, по данным правительства Якутии, пока задействовано только 168 человек.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс, Минпромторг, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Росимущество, КРРС, ЛОРП, а также подрядчикам.

Решение сдвинуть график через постановление обусловлен тем, что срыв сроков повлек бы за собой недостижение целевых показателей госпрограммы и привел бы к взысканию с ЖСВ неустойки за невыполнение обязательств по договору о предоставлении бюджетных инвестиций, отмечает член Ассоциации юристов России Ольга Турунина. По ее словам, согласно закону № 44-ФЗ о госзакупках, размер неустойки для ЖСВ составил бы 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от неуплаченной в срок суммы.

С учетом текущего статуса работ на площадке 2023 год выглядит как срок с большим запасом, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, завершение первого этапа строительства, по которому подтверждено и выделено финансирование, возможно в I квартале 2022 г. «Ключевым вопросом остается поиск источников внебюджетного заемного финансирования, с которым у ЖСВ, несмотря на получение гарантий от правительства региона, возникли некоторые проблемы», – считает он.