Бывший замминистра транспорта Олерский получил контроль над терминалом в Мурманске

С учетом дефицита портовых мощностей на северо-западе России проект будет востребован
Терминал Тулома должен быть построен на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманского порта (на фото) / Максим Стулов / Ведомости

ООО «Круизные и транспортные инвестиции» (КТИ) бывшего заместителя министра транспорта Виктора Олерского 7 сентября стало владельцем доли в 50% в ООО «Морской терминал Тулома» в Мурманской области, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Ранее этой долей владел «Роквелл капитал» Глеба Франка.

Номинальная стоимость доли КТИ составляет 2,5 млн руб. Сама КТИ создана в июле 2020 г., ее уставный капитал – 1 млн руб., единственный учредитель – Олерский. Цена приобретения доли в Туломе не раскрывается. Представитель Олерского отказался от комментариев.

Второй половиной компании владеет кипрская Capstans Holding Ltd. В октябре 2020 г. в материалах к заседанию Госкомиссии по Арктике Олерский и Франк уже были указаны в качестве бенефициаров терминала Тулома, пишет «Интерфакс». Capstans Holding Ltd принадлежит Владимиру Касьяненко – 50% напрямую и еще 50% через также кипрскую Fastlead Limited. До середины 2013 г. половина принадлежала Виктору Олерскому (с 2009 г.).

Морской терминал Тулома для перевалки удобрений расположен на западном берегу Кольского залива. Он имеет статус резидента территории опережающего развития «Столица Арктики». Ввод терминала, говорил ранее Олерский, запланирован на 2023 г.

Терминал в Туломе строится в основном под нужды «Фосагро», ключевые производственные активы которой расположены на Кольском полуострове. Олерский говорил в 2020 г., что терминал будет переваливать удобрения по контракту с «Фосагро» сроком на 15 лет (3,5–4 млн т). С учетом их объемов, а также других производителей грузооборот Туломы достигнет 5–5,5 млн т в год, уточнял он.

Представитель «Фосагро» заявил «Ведомостям», что «в силу географии заводов и расположения горнодобывающего предприятия» экспорт компании сосредоточен в портах северо-запада России. В 2020 г. экспорт удобрений «Фосагро» вырос на 4,2% до 7,1 млн т (экспорт апатитового концентрата компания не раскрывала).

«Две трети объема экспорта были перевалены через терминал в Усть-Луге, остальной объем – через Мурманск и терминалы в Морском порту Санкт-Петербург», – говорит собеседник «Ведомостей». «На данный момент этот объем грузоперевалки для нас достаточен», – заявил он, добавив, что в связи с реализацией стратегии развития «Фосагро» до 2025 г. «продумывается логистика доставки дополнительных объемов».

При этом одним из условий реализации проекта стоимостью 13 млрд руб., по словам Олерского, было строительство железнодорожной ветки Выходной – Лавна в рамках проекта по развитию Мурманского транспортного узла, поскольку Тулома находится вблизи терминала Лавна и будет зависеть от этой инфраструктуры.

Контракт на проектирование и строительство ветки заключен еще в марте 2014 г., но сроки его исполнения несколько раз сдвигались. В августе 2020 г. экс-министр транспорта Евгений Дитрих говорил, что государство уже вложило в проект 32 млрд руб. Сейчас окончание строительства намечено на декабрь 2023 г.

Представитель РЖД подтвердил, что работы по участку продолжаются и госзаказчик Ространсмодернизация по-прежнему рассматривает вопрос привлечения РЖД в качестве подрядчика для его достройки.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук рассказал «Ведомостям», что на северо-западе России продолжает сохраняться дефицит перевалочных мощностей для экспорта удобрений. По данным ИПЕМа, за шесть месяцев 2021 г. объемы экспорта российских удобрений через порты стран Прибалтики увеличились более чем на 8% до 4,4 млн т, что составляет свыше 80% от объема экспорта удобрений через российские порты Балтики и Мурманска (5,4 млн т). «Сейчас поставлена задача, чтобы весь российский экспорт проходил через отечественные порты. Для ее выполнения необходимо развивать портовую инфраструктуру», – говорит Савчук. По его мнению, строительство специализированного терминала на берегу Кольского залива будет востребовано российскими предприятиями по производству удобрений.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, «с учетом масштабов инвестиционного проекта, наличия гарантий грузовой базы и запланированного объема государственной поддержки» стоимость сделки могла составить не менее 300 млн руб. «Даже без учета возможной переориентации поставок удобрений из Белоруссии в российские порты терминал будет востребован, и объемы перевалки уже к 2025 г. могут составить до 6 млн т в год», – добавил он.