«Домодедово» теряет рейсы Smartavia

Авиакомпании давят на аэропорты для получения скидок, поясняют эксперты
Cейчас хабы Smartavia находятся в столичном «Домодедово», петербургском «Пулково» и в аэропорту Архангельска/ Максим Блинов / РИА Новости

Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) и Smartavia, входящая в десятку крупнейших российских авиакомпаний по числу пассажиров (1,9 млн человек за семь месяцев), подпишут соглашение о начале базирования воздушных судов авиакомпании в аэропорту. Представитель Smartavia сказал «Ведомостям», что перевозчик намерен использовать «Шереметьево» в качестве второго базового аэропорта в Московском авиаузле, отказавшись от других пояснений.

Cейчас хабы Smartavia находятся в столичном «Домодедово», петербургском «Пулково» и в аэропорту Архангельска. В этих городах базируется ее парк: 12 узкофюзеляжных Boeing 737-700/800 и три A320neo. «Шереметьево» могло переманить перевозчика, предложив лучшие условия по обслуживанию, предполагает сотрудник одной российской авиакомпании. Согласно данным из открытых источников, базовые тарифы в «Шереметьево» выше, чем во «Внуково» и «Домодедово». Например, сбор за взлет-посадку в МАШ составляет 485 руб., в «Домодедово» – 327 руб., во «Внуково» – 230 руб. за 1 т максимальной взлетной массы, предоставление терминала во «Внуково» обходится в 76–108 руб. на пассажира, в «Домодедово» – в 140–195 руб., в «Шереметьево» – в 122–482 руб. «Но о тарифах всегда можно договориться. Значит, в «Шереметьево» предложили более выгодные условия», – говорит ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов ВШЭ Андрей Крамаренко.

Один из источников агентства «Интерфакс» сообщил, что Smartavia может полностью уйти из «Домодедово». Но источник «Ведомостей» в одном из московских аэропортов утверждает, что объявление о переходе Smartavia является «частью переговорного процесса» с «Домодедово» о скидках на обслуживание. «Речи о полном уходе компании из этого аэропорта не идет», – уверяет он. Представитель «Домодедово» отказался от комментариев. Представитель «Шереметьево» сказал, что подробности будут раскрыты в рамках официального мероприятия позднее.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также сомневается, что Smartavia сейчас примет решение расстаться с «Домодедово»: «Учитывая, что у перевозчика код-шеринговое соглашение и общая маршрутная сеть с авиакомпанией Red Wings, которая не заявляла о смене базового аэропорта, вероятнее всего, речь может идти об ограниченном количестве рейсов и базовым останется «Домодедово», – пояснил эксперт. Он обращает внимание, что конкуренция между крупнейшими российскими аэропортами «Домодедово» и «Шереметьево» усиливается. И авиакомпании стараются использовать любые «инструменты» для улучшения условий обслуживания, полагает он.

Smartavia первой среди российских авиакомпаний задумалась о смене аэропорта в Московском авиаузле в постпандемийном 2021 году. Лишь «Победа» в этом году открыла в «Шереметьево» еще один хаб в дополнение к «Внуково». Но в данном случае это решение носило технический характер: часть рейсов ей передала базирующаяся там материнская авиакомпания «Аэрофлот» (выполняются по код-шеринговому соглашению).

При этом еще до пандемии коронавируса «Домодедово» потеряло несколько авиакомпаний. В 2018 г. оттуда во «Внуково» ушел крупнейший чартерный перевозчик Azur Air и авиакомпания «Руслайн». Причины переходов не назывались. В том же 2018 году из «Шереметьево» запустили рейсы «Уральские авиалинии», которые ранее базировались в «Домодедово».

В 2020 г. пандемия коронавируса обрушила рынок авиаперевозок, компании и аэропорты получали компенсации от правительства. В 2021 г. рынок начал восстанавливаться. По данным Росавиации, в январе – июле 2021 г. пассажиропоток российских авиакомпаний увеличился на 65,6% к 2020 г., а трафик на внутренних линиях вырос даже по отношению к допандемийному 2019 году на 18% до 48,5 млн пассажиров.

В июне «Шереметьево» вернуло себе лидерство по пассажиропотоку среди аэропортов России – с декабря 2020 г. оно уступало «Домодедово». За первые полгода 2021 г. МАШ перевез 11,2 млн пассажиров, «Домодедово» – 10,9 млн. Пассажиропоток «Шереметьево» за семь месяцев все еще на 48% ниже, чем за тот же период в 2019 г. (15 млн человек). «Шереметьево» нужно загружать свои южные терминалы D, E и F. Ради этого аэропорт мог предоставить Smartavia неплохие скидки на обслуживание», – предположил Крамаренко. Терминал E аэропорта закрыт с марта 2020 г. Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев согласен: «Шереметьево» ранее переваривало огромный пул клиентов «Аэрофлота» в терминале D, сейчас же они собираются в B и С. Поэтому южный комплекс пустует».

Основной трафик «Домодедово» сейчас приносят S7 Airlines (33% в выручке аэропорта), «Уральские авиалинии», Red Wings и Nordwind. Но и потеря Smartavia для аэропорта нежелательна, считают эксперты.

«Практика разлета авиакомпаний из нескольких московских аэропортов не новая. Например, «Уральские авиалинии» в 2018–2019 гг. летали сразу из трех аэропортов – «Шереметьево», «Домодедово» и «Жуковский». Логика в том, чтобы летать в два диаметрально противоположных конца Москвы и подтягивать новых пассажиров. С учетом развития транспортной доступности аэропортов это имеет потенциал. Вероятно, и Smartavia на растущем рынке авиаперевозок пытается привлечь новый трафик за счет жителей Северо-Западного округа Москвы, которым удобнее вылетать из «Шереметьево», – отмечает Пантелеев. Согласно недавнему опросу, который провела авиакомпания среди своих пассажиров, 44% респондентов предпочитают «Домодедово», 38% – «Шереметьево», 18% – «Внуково».