«Аэрофлот» недополучил как минимум $250 млн роялти в 2020 году

Но финансовое положение группы не вызывает опасений у аналитиков
Максим Стулов / Ведомости

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» недополучила в коронавирусном 2020 году $250 млн роялти (пролетных выплат), которые иностранные перевозчики перечисляют за возможность перелета по транссибирским маршрутам над Россией, рассказал «Ведомостям» топ-менеджер российского банка, знакомый с финансовым положением авиакомпании.

Источник в группе «Аэрофлот» приводит еще большие цифры снижения роялти: более 70% в 2020 г., т. е. порядка $350 млн. «Сумма недополученных роялти пропорциональна снижению международного трафика «Аэрофлота», это более 70% (международный трафик компании снизился в 2020 г. на 79%. – «Ведомости»)», – говорит собеседник «Ведомостей». Официальный представитель «Аэрофлота» отказался комментировать размер недополученного дохода от роялти.

«Аэрофлот» получает роялти с советских времен. Это выплаты от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию и обратно. До пандемии COVID-19 доход группы «Аэрофлот» от этих выплат составлял, по разным оценкам, $500–800 млн в год. «Обычно это $450–500 млн в нормальный, не пандемийный год», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По ее словам, снижение этих доходов действительно могло достигнуть 70%: «Основные плательщики роялти – Air France и Lufthansa. В Европе падение дальнемагистрального трафика в 2020 г. доходило до 90%. Коррекция снижения роялти до 70% стала возможной благодаря грузовым рейсам».

По данным Росавиации, число транзитных полетов над Россией в прошлом году упало на 45% до 167 858 перелетов. Пассажиропоток группы «Аэрофлот» в 2020 г. сократился на 50% до 30,2 млн человек. Из них на международных рейсах было перевезено только 5,9 млн человек (-78% к 2019 г.).

Выручка группы по МСФО за 2020 г. упала на 55% до 302,2 млрд руб., убыток составил 123,2 млрд руб. против прибыли в 13,5 млрд руб. в 2019 г. 

«Аэрофлот» традиционно не раскрывает полученные роялти. В феврале генеральный директор компании Михаил Полубояринов в интервью РБК признал, что «произошло очень существенное сокращение роялти», но точные цифры не назвал. В отчетности по МСФО «Аэрофлота» эти выплаты входят в статью «доходы по соглашениям с авиакомпаниями» – за 2020 г. они составили 17,6 млрд руб. ($240 млн), это на 57% меньше, чем в 2019 г. За первое полугодие 2021 г. доходы «Аэрофлота» от соглашений с авиакомпаниями составили 7,7 млрд руб. против 10,04 млрд в тот период годом ранее.

В этой статье учитываются и другие источники средств. «Это, например, еще и доходы от код-шеринга [совместные рейсы двух и более авиакомпаний одним бортом], и они составляют большую часть этой статьи», – говорит Сахнова. «Но сильнее всего на спад доходов по статье повлияло как раз снижение поступлений роялти», – считает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

«$250 млн – это большие деньги для «Аэрофлота». Эти средства компания ранее направляла на субсидирование дешевых авиабилетов для дальневосточников, программы «плоских» тарифов. Поэтому и ранее не все деньги от роялти шли в прибыль. Вероятно, «Аэрофлот» сократил эти социальные программы пропорционально снижению поступлений», – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин.

Доходы от роялти составляют довольно существенную часть прибыли группы, соглашается Сахнова. Административные расходы на получение роялти минимальны, поэтому практически вся сумма поступлений – это не выручка, а именно EBITDA, поясняет она. «В 2018–2019 гг. роялти составляли до 10% EBITDA «Аэрофлота». В 2020-м, по нашим оценкам, даже несмотря на такое существенное падение, они составили до трети EBITDA», – говорит Сахнова.

Но, несмотря на продолжающийся кризис в авиаотрасли, группа «Аэрофлот» финансово чувствует себя относительно неплохо, считают эксперты. «В этом году убыток «Аэрофлота» будет управляемым. И есть надежда, что в 2022 г. группа выйдет в прибыль. Кроме того, «Аэрофлот» уже получил значительную финансовую поддержку – за счет допэмиссии акций на 80 млрд руб., есть кредитные линии, недавно компания разместила облигации (на 25 млрд руб.). Поэтому сейчас нет речи о срочной необходимости привлечения ликвидности», – говорит Ганелин. На конец июня запас ликвидности группы составлял 113,2 млрд руб. По словам Юровой, по итогам 2021 г. роялти «Аэрофлота» могут оказаться примерно на треть ниже допандемийного уровня из-за медленного восстановления международного трафика. «Но в отличие от ситуации прошлого года уровень доходов по этой статье не будет непредсказуемым и шоковым, что дает компании возможности для обеспечения необходимой подушки ликвидности», – заключает Юрова.

Представители Минфина и Минтранса не ответили на запросы «Ведомостей».