Акционер Petropavlovsk потребовал проверить сделку по продаже 29,9% в IRC

Сделка может потребовать согласование ФАС и комиссии по иностранным инвестициям
В январе – июне 2021 г. выручка Petropavlovsk снизилась на 33% / IRC Limited

Крупнейший акционер золотодобывающей компании Petropavlovsk – «Южуралзолото» (ЮГК, владеет 29,2%) – инициировал проведение проверки о соответствии законодательству готовящейся сделки по продаже принадлежащих Petropavlovsk 29,9% в дальневосточном производителе железной руды IRC. Об этом «Ведомостям» сообщил источник, близкий к Petropavlovsk, и подтвердил собеседник в ЮГК.

Представитель ЮГК в совете директоров Petropavlovsk – вице-президент по развитию и стратегии ЮГК Евгений Потапов – на прошлой неделе обратился в совет директоров с требованием провести проверку необходимости получения регуляторных согласований на продажу 29,9% акций IRC в России, рассказал источник, близкий к Petropavlovsk. По мнению ЮГК, сделка с высокой вероятностью требует согласования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по закону о защите конкуренции и, возможно, по закону об иностранных инвестициях в стратегические общества. Представитель ЮГК подтвердил информацию об отправке обращения. Представители Petropavlovsk и ФАС на момент подписания номера в печать не ответили на запрос «Ведомостей».

В марте 2020 г. Petropavlovsk заключил соглашение с зарегистрированной в Лихтенштейне инвестиционной компанией Stocken Board о продаже 29,9% IRC за $10 млн при выполнении ряда условий. Сделка становится обязательной после согласия Газпромбанка – основного кредитора Petropavlovsk и IRC. Кроме того, совет директоров Petropavlovsk должен принять решение о необходимости одобрения сделки владельцами еврооблигаций компании (выпуск на сумму $500 млн с погашением в 2022 г.). В результате сделки Petropavlovsk должен быть освобожден от поручительств по кредитным договорам IRC, что менеджмент Petropavlovsk называл основной целью сделки.

Чем известна IRC

IRC – единственный на Дальнем Востоке России производитель железной руды. Крупнейшим акционером компании с долей 31,1% является Petropavlovsk. Основной производственный актив IRC – Кимкано-Сутарский ГОК – добывает и производит высококачественный (65%) железорудный концентрат для экспорта в Китай. ГОК вышел на полную производственную мощность в IV квартале 2019 г. 
В 2010 г. IRC привлекла кредитную линию в китайском ICBC на сумму $340 млн для финансирования Кимкано-Сутарского ГОКа. На тот момент Petropavlovsk принадлежало 65% IRC, и золотодобытчик выступил единственным гарантом по обязательствам компании. Начиная с 2012 г. IRC провела три допэмиссии, в результате которых доля Petropavlovsk снизилась до 31,1%. По данным «Интерфакса», акционерами IRC помимо Petropavlovsk являются Prosperity (около 16%), компании Slevin и Everest (совокупно 10,2%), Sova Capital – 6,1%.

В мае 2021 г. Petropavlovsk сообщил, что Газпромбанк дал свое согласие на совершение сделки и соглашение стало обязательным для исполнения.

В августе ЮГК заявила, что сделка не отвечает интересам Petropavlovsk и компания должна получить одобрение на нее от владельцев облигаций. По оценке ЮГК, рыночная стоимость доли в IRC значительно превышает $10 млн и достигает около $100 млн. При этом финансовые показатели IRC и прогнозируемые цены на железную руду на 2021 г. должны позволить IRC погасить задолженность по кредитным договорам до конца 2021 г., сообщила ЮГК. В связи с этим досрочное освобождение от поручительств по кредиту не будет существенным фактором для Petropavlovsk, отмечала компания.

В сентябре ЮГК заявила о возможной связи Stocken с миноритарным акционером Petropavlovsk – компанией Everest Alliance Limited. Компания пояснила, что обратилась в совет директоров Petropavlovsk с требованием провести дальнейшее расследование и при необходимости принять соответствующие меры, включая созыв собрания акционеров Petropavlovsk.

ЮГК вышла с инициативой о проверке сделки на фоне недовольства ряда акционеров руководством Petropavlovsk. В июле гендиректор Petropavlovsk Денис Александров не прошел в совет директоров компании, не получив нужного количества голосов на собрании акционеров. Как сообщал «Интерфакс», против Александрова на собрании, в частности, голосовала ЮГК. Ранее ЮГК заявляла, что рассчитывает на начало процесса возврата инвестиций акционеров Petropavlovsk как за счет роста стоимости компании, так и путем выплаты дивидендов (компания не платит дивиденды с 2013 г.). В январе – июне 2021 г. выручка Petropavlovsk снизилась на 33% до $351,9 млн, скорректированный показатель EBITDA – на 41% до $114,3 млн. Чистая прибыль составила $48,9 млн против $22 млн убытка в январе – июне 2020 г.

Российское законодательство предусматривает обязанность иностранного инвестора в случае совершения сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, предварительно согласовать такие сделки с ФАС России, напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Последствием неисполнения обязанности по получению предварительного согласия антимонопольного органа является возможность признания совершенной сделки недействительной (оспоримая сделка) или привлечение нарушителей к административной ответственности в виде штрафа до 500 000 руб., отмечает он.

Законом предусмотрена возможность получения предварительного согласия антимонопольного органа на заключение сделки, однако на практике встречаются и случаи удовлетворения подобного ходатайства уже после подписания документов, говорит юрист. Оспаривать подобные сделки вправе только антимонопольный орган, который обязан доказать, что сделка привела или может привести к ограничению конкуренции, добавляет он.

Необходимость получения одобрений регуляторов при заключении соглашения в 2020 г. зависит от его условий, отмечает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. Соглашение может предполагать дальнейшее заключение полноценного договора продажи акций, до которого будут получены все необходимые согласия. В этом случае, скорее всего, никаких нарушений не будет, поясняет она. Если же соглашение сконструировано таким образом, что оно при определенных условиях становится договором продажи акций, а на такую продажу все-таки требовались согласования от ФАС по обоим направлениям, у сторон сделки могут возникнуть серьезные проблемы, считает юрист.

Нарушение требований по согласованию ФАС может привести к отмене сделки, говорит Лукьянова. Тем не менее такие сделки, как правило, не заключаются без предварительной оценки инвестиционных рисков, в предмет которой обязательно входит проверка необходимости согласования продажи акций с ФАС или другими органами власти, указывает она.

Проверка сделки на предмет необходимости ее согласования с регулятором потенциально может стать проблемой, так что попытка ЮГК задержать сделку может быть успешной, считает управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. По его оценке, рыночная стоимость IRC действительно выше той, которую предполагает соглашение. Оценка 29,9% IRC в $10 млн предполагает стоимость всей компании в $35–40 млн, говорит эксперт, однако с учетом цен на железную руду 100% IRC можно оценить в $150–200 млн – и пакет Petropavlovsk в этом случае оценивается в $50–60 млн.