Аэропорты притормозили с тестом биометрии для идентификации пассажиров

Они не могут запустить проект без нормативной базы
При дополнительном финансировании число аэропортов с биометрией до 2024 г. может быть увеличено до 13 / Андрей Гордеев  / Ведомости

Московские аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово», новосибирский «Толмачево», а также петербургский «Пулково» в сентябре так и не запустили идентификацию пассажиров по биометрии. Об этом «Ведомостям» рассказали представители аэропортов и топ-менеджер «Толмачево».

«Сроки тестирования прохода пассажиров на рейсы по биометрии зависят от решений госорганов и пока не определены», – сообщил представитель «Шереметьево». Почему задерживается запуск – он не уточнил, переадресовав вопросы в Минтранс и Минцифры, которые курируют проект. «Домодедово» только планирует внедрить в пилотном режиме контроль пассажиров по биометрии лица», – сообщил представитель аэропорта. В «Домодедово» давно установили автоматизированные турникеты (eGate), в том числе на выходах пассажиров на посадку. При запуске теста их оснастят видеокамерами для распознавания лиц. Представитель «Воздушных ворот Северной столицы» (оператор «Пулково») сообщил, что аэропорт «готов рассмотреть возможность запуска пилотного проекта» по биометрии, но пока не запустил. При этом биометрическая система установлена на всех КПП и постах при проходе в контролируемую зону аэропорта уже с начала года.

В апреле РБК со ссылкой на рабочую версию плана реализации проекта сообщил, что тестирование биометрии как минимум в «Шереметьево» начнется именно в сентябре. Представитель Минцифры тогда подтверждал эти сроки. Систему биометрической идентификации планировали установить на входе в зону предполетного досмотра внутренних авиалиний «Шереметьево» и на выходах на посадку. Сейчас там традиционно требуется показать паспорт и билет.

Единственный известный «Ведомостям» аэропорт, который запустил проход пассажиров по биометрии, но только непосредственно на борт самолета, – это калининградский «Храброво». «С «Аэрофлотом» и Сбербанком у нас действительно есть такой проект. Тестируем уже 3–4 месяца на рейсе «Аэрофлота» Калининград – «Шереметьево». Мы оборудовали один гейт системами для прохода по биометрии. Но есть и традиционный гейт для прохода по паспортам и билетам на этот рейс. Сейчас за неделю набирается всего 4–5 человек, которые проходят на борт по биометрии», – рассказал «Ведомостям» гендиректор «Храброво» Александр Корытный. По его словам, такая процедура полностью соответствует нормативной базе, так как по биометрии проходит только контроль посадки, а не процедуры служб авиабезопасности. «Контроль посадки идет совместно с авиакомпанией, коррелирует с аэропортовой системой регистрации и с базой «Сбера», – добавил Корытный. В пресс-службе «Сбера» не ответили на запрос «Ведомостей».

По словам двух собеседников «Ведомостей» среди операторов аэропортов, для запуска прохода по биометрии необходимо скорректировать приказ Минтранса от 2007 г. «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров». «Этим приказом должна быть введена возможность биометрической идентификации личности при проведении досмотра», – объясняет один из них. По словам третьего источника среди операторов аэропортов, введение биометрии должно быть также регламентировано законом «О транспортной безопасности», в который тоже требуется внести изменения. Задержка в запуске проекта связана с медленным рассмотрением в Минтрансе этих документов, говорит один из собеседников. Другой добавляет, что подключение весной Минцифры к проекту Минтранса также затормозило его реализацию. «Сейчас Минцифры изучает инфраструктуру аэропортов, чтобы определить, как можно интегрировать решение по биометрии», – говорит собеседник «Ведомостей» в одном из аэропортов Москвы.

Представитель Минцифры заявил лишь, что министерство ведет работу с Минтрансом и аэропортами по подготовке пилотного проекта по биометрической идентификации в аэропортах. В Минтрансе от комментариев отказались. «Ведомости» также направили запрос в «Новапорт» (владеет «Толмачево»).

О внедрении биометрии в России задумались в 2018 г. Тогда же заработала Единая биометрическая система (ЕБС), ее оператором является «Ростелеком». В апреле этого года «Ростелеком» и «Сбер» заключили соглашение о создании СП «Цифровые технологии идентификации» для внедрения технологии. Но в августе газета «Коммерсантъ» сообщила о желании «Сбера» выйти из СП из-за потери «лидирующей роли» в проекте, «Ростелеком» предлагает разделить долю «Сбера» (49% в СП) между рядом банков.

В ЕБС загружают фото лица и запись голоса клиента, создается цифровой профиль человека. С его помощью в дальнейшем можно подтверждать личность для получения услуг. Например, в аэропорту пассажир сможет проходить все предполетные процедуры без предъявления паспорта и билета, просто проходя мимо камер или турникетов, сканирующих лицо и сравнивающих его с фотографией в системе.

В «Ростелекоме» отказались комментировать сроки запуска тестирования биометрии в аэропортах.

Согласно программе цифровой трансформации Минтранса, утвержденной в феврале 2021 г., к концу 2023 г. в России должно быть уже шесть аэропортов, оснащенных системой биометрии (в России 91 аэропорт федерального значения). При дополнительном финансировании число аэропортов с биометрией до 2024 г. может быть увеличено до 13, следует из документа. По данным паспорта стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли (опубликована в июле), на разработку технологических стандартов по биометрии Минтранс рассчитывает потратить 120 млн руб. в 2021–2023 гг. Но на текущий момент проекты паспорта не обеспечены финансированием, уточняется в документе.

«Для начала стоило бы задаться вопросом, сколько будет ложных срабатываний и непропусков на таком автоматическом гейте в аэропорту, не приведет ли внедрение биометрии к еще большим очередям, чем есть сейчас», – прокомментировал «Ведомостям» внедрение технологии президент «Крибрума» Игорь Ашманов. Другим большим риском может стать утечка данных из базы, продолжает эксперт. «Но эта проблема не в самой технологии биометрии. Чтобы избежать утечек, нужно ужесточать законодательство, проводить расследования предыдущих случаев утечек данных из банков и от мобильных операторов или в конечном итоге передать эти данные под управление силовых ведомств, которые серьезнее подходят к защите», – считает Ашманов.