РЖД собирается полностью выйти из вагоноремонтного бизнеса

Эксперты опасаются, что цены на ремонт могут резко вырасти
Георгий Шпикалов / ТАСС

21 октября совет директоров «Российских железных дорог» (РЖД) обсуждал вопрос о внесении последнего вагоноремонтного актива монополии – АО «Вагонная ремонтная компания – 1» (ВРК-1) в реестр непрофильных активов, а также о предварительном одобрении сделки с акциями ВРК-1. Четыре источника, близких к РЖД и ее совету директоров, подтвердили «Ведомостям», что заседание совета по этому вопросу прошло.

По словам одного из них, ВРК-1 передана в дочернее АО «РЖД управление активами» и эта структура уже будет вести ее продажу. Но другой собеседник подчеркивает, что продажа ВРК-1 будет проводиться, но, по его мнению, не через «РЖД управление активами». Формат и сроки реализации актива, а также сумма проведенной оценки ВРК-1 не разъясняются, но один из собеседников «Ведомостей» не исключил проведение аукциона уже до конца года. Представитель РЖД от комментариев отказался.

О планах по выходу РЖД из ВРК-1 говорилось еще в июне в письме первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова гендиректору Олегу Белозерову. В нем отмечалось, что необходимость реализации актива обусловлена сокращающимся спросом на ремонт, ростом конкуренции и снижением ценника, вследствие чего у ВРК-1 сократится рентабельность с 1,4% в 2019 г. до 0,4% в 2025 г. и снизится акционерная стоимость.

Уставный капитал ВРК-1 состоит из 13,98 млрд акций. Доля компании на рынке капитальных и деповских ремонтов грузовых вагонов составляет около 20%. По итогам 2020 г. объемы плановых видов ремонтов на мощностях ВРК-1 (40 предприятий: 15 вагоноколесных мастерских и один завод) сократились по сравнению с 2019 г. на 26%, а доходные ставки – на 7–18%. Выручка ВРК-1 в 2020 г. – 23,2 млрд руб., чистый убыток – 560 млн руб., отрицательный денежный поток – 669 млн руб. Кредиторская задолженность на конец 2020 г. – 4,8 млрд руб.

РЖД уже продала две из трех своих ВРК. ВРК-3 выставляли на торги несколько лет, в итоге на аукционе ее купила в 2019 г. Объединенная металлургическая компания (ОМК) за 8,65 млрд руб. В 2020 г. ВРК-2 на торгах была выкуплена Новой вагоноремонтной компанией (НВРК) за 10,7 млрд руб. ВРК-1 монополия планировала оставить себе. Но в марте 2021 г. комитет по стратегическому планированию совета директоров ВРК-1 отправил стратегию развития до 2025 г. на доработку с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Согласно письму Михайлова, оптимизация себестоимости ремонта ВРК-1 по сравнению с конкурентами ограничена «социальными обязательствами, затратами на исполнение мобилизационного задания и локализацией депо в крупных городах и регионах с более высоким уровнем оплаты труда», поэтому вместо доработки стратегии было решено рассмотреть вопрос продажи.

По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Коренева, из-за ковидных ограничений, общего экономического кризиса, роста издержек и ряда иных факторов РЖД вынуждена экономить, поэтому избавление от явно убыточного актива выглядит вполне разумным ходом. Но один из собеседников «Ведомостей» в транспортной отрасли говорит, что после вероятной продажи ВРК-1 «дочка» РЖД Федеральная грузовая компания, которая владеет парком вагонов, попадет в полную зависимость от рынка в части ремонта. «Монополия рубит сук, на котором сидит», – считает он.

По мнению Коренева, с учетом имеющихся операционных и финансовых показателей корпорации стоимость ВРК-1 может лежать в диапазоне 4,8–6,1 млрд руб. Но другие эксперты считают, что, несмотря на убытки, цена продажи может быть выше в 2–3 раза, так как ВРК-1 является последним крупным инфраструктурным активом в сфере вагоноремонта. По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, у ВРК-1 очень удобно расположены депо – на главном ходу на сортировочных станциях Новосибирска, Хабаровска, Уссурийска и т. д. «Это будет способствовать загруженности депо», – говорит он.

По мнению экспертов, интерес к активу могут проявить производители цельнокатаных колес (Evraz), крупных вагоноремонтных предприятий (НВРК, «ОМК стальной путь») и собственники вагонов, такие как Первая грузовая компания (ПГК) и «Новотранс».

Первый заместитель генерального директора НВРК Максим Кленов отметил, что компании покупка ВРК-1 неинтересна и, скорее всего, «подобная сделка будет запрещена ФАС». Представитель ОМК сказал, что компания также не рассматривает покупку. В «Мечеле» и Evraz от комментариев отказались. Генеральный директор ПГК Сергей Каратаев сообщил «Ведомостям», что компания обладает экспертизой в этой области, собственными вагоноремонтными активами и готова рассматривать возможности по дальнейшему расширению мощностей. «Итоговое решение примет совет директоров», – пояснил он.

Источник в металлургической компании считает, что продажа ВРК-1 не создает на рынке каких-то новых мощностей. Общий объем плановых ремонтов в перспективе будет снижаться за счет того, что инновационные вагоны имеют больший ресурс и требуют меньшего объема ремонтов. Но, с другой стороны, каждый крупный игрок будет стремиться увеличить долю за счет иных участников рынка, что будет обострять конкуренцию и снижать доходность, которая и так невысокая. «Рынок вагоноремонта уже сейчас очень конкурентный. Доля ВРК-1 на рынке планового ремонта не превышает 20%. Поэтому ее продажа не приведет к значительным изменениям на рынке», – отметил Кленов.

По словам президента Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, конкуренция будет, только если на рынке вагоноремонта не будет создана мини-монополия. Семенкин добавил, что если ВРК-1 купят действующие игроки на рынке вагоноремонта, то консолидация активов действительно приведет к резкому скачку цен, а если независимые инвесторы и операторы, то цены будут подниматься постепенно.

По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Коренева, из-за ковидных ограничений, общего экономического кризиса, роста издержек и ряда иных факторов РЖД вынуждена экономить, поэтому избавление от явно убыточного актива выглядит вполне разумным ходом. Но один из собеседников «Ведомостей» в транспортной отрасли говорит, что после вероятной продажи ВРК-1 «дочка» РЖД Федеральная грузовая компания, которая владеет парком вагонов, попадет в полную зависимость от рынка в части ремонта. «Монополия рубит сук, на котором сидит», – считает он.

По мнению Коренева, с учетом имеющихся операционных и финансовых показателей корпорации стоимость ВРК-1 может лежать в диапазоне 4,8–6,1 млрд руб. Но другие эксперты считают, что, несмотря на убытки, цена продажи может быть выше в 2–3 раза, так как ВРК-1 является последним крупным инфраструктурным активом в сфере вагоноремонта. По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, у ВРК-1 очень удобно расположены депо – на главном ходу на сортировочных станциях Новосибирска, Хабаровска, Уссурийска и т. д. «Это будет способствовать загруженности депо», – говорит он.

По мнению экспертов, интерес к активу могут проявить производители цельнокатаных колес (Evraz), крупных вагоноремонтных предприятий (НВРК, «ОМК стальной путь») и собственники вагонов, такие как Первая грузовая компания (ПГК) и «Новотранс».

Первый заместитель генерального директора НВРК Максим Кленов отметил, что компании покупка ВРК-1 неинтересна и, скорее всего, «подобная сделка будет запрещена ФАС». Представитель ОМК сказал, что компания также не рассматривает покупку. В «Мечеле» и Evraz от комментариев отказались. Генеральный директор ПГК Сергей Каратаев сообщил «Ведомостям», что компания обладает экспертизой в этой области, собственными вагоноремонтными активами и готова рассматривать возможности по дальнейшему расширению мощностей. «Итоговое решение примет совет директоров», – пояснил он.

Источник в металлургической компании считает, что продажа ВРК-1 не создает на рынке каких-то новых мощностей. Общий объем плановых ремонтов в перспективе будет снижаться за счет того, что инновационные вагоны имеют больший ресурс и требуют меньшего объема ремонтов. Но, с другой стороны, каждый крупный игрок будет стремиться увеличить долю за счет иных участников рынка, что будет обострять конкуренцию и снижать доходность, которая и так невысокая. «Рынок вагоноремонта уже сейчас очень конкурентный. Доля ВРК-1 на рынке планового ремонта не превышает 20%. Поэтому ее продажа не приведет к значительным изменениям на рынке», – отметил Кленов.

По словам президента Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, конкуренция будет, только если на рынке вагоноремонта не будет создана мини-монополия. Семенкин добавил, что если ВРК-1 купят действующие игроки на рынке вагоноремонта, то консолидация активов действительно приведет к резкому скачку цен, а если независимые инвесторы и операторы, то цены будут подниматься постепенно.