Пригородным электричкам не хватает денег на льготы учащимся

Правительству предложили опять выдавать на это субсидии из федерального бюджета
Андрей Гордеев / Ведомости

Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов написал помощнику президента Максиму Орешкину письмо с просьбой изменить систему субсидирования перевозок школьников и студентов в железнодорожном транспорте. Копия письма от 21 октября есть у «Ведомостей». В нем говорится, что из регионов поступает большое количество жалоб на различные условия и сроки действия льготных билетов для учащихся.

Всего в пригородном сообщении работают 24 пригородные пассажирские компании (ППК), учрежденные РЖД, властями регионов и частными инвесторами, а также «Аэроэкспресс», частная Центральная ППК (ЦППК). Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 19 ППК составляет более 50%.

Представитель РЖД сообщил «Ведомостям», что в большинстве регионов учащимся предоставляется скидка в размере 50% от тарифа, на территории Амурской области – в 70%. В ряде субъектов РФ льготы монетизированы (это Тверская, Кировская, Новгородская области, Еврейская АО, Чувашия, Приморский и Хабаровский край). Важной проблемой является и то, что в отдельных регионах, например во Владимирской области, право на льготный проезд есть только у учащихся, проживающих в данном субъекте РФ, отметил собеседник.

Также есть случаи, когда скидка предоставляется только в регионе, где расположено учебное заведение (такой порядок действует на Кубани, в Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях). По словам представителя РЖД, при оформлении льготного билета на территории Москвы в Московскую область можно ехать на пригородных поездах всех категорий, а при покупке билета в Подмосковье льгота не распространяется на скорые и скоростные поезда повышенной комфортности. «Сложившаяся ситуация не позволяет в полном объеме обеспечить высокий уровень поддержки учащихся», – отметил собеседник «Ведомостей».

Кутепов также пишет, что, как правило, скидка студентам и школьникам дается в период с 1 сентября по 15 июня, но в большинстве учебных заведений летняя сессия длится до конца июня.

Как часто ездят школьники и студенты

По данным РЖД, в 2019 г. студентами и школьниками совершено 64,7 млн поездок. В 2020 г. с учетом антиковидных ограничений и перевода учебных заведений на дистанционный формат количество поездок учащихся упало до 33,1 млн. За 9 месяцев 2021 г. пригородным железнодорожным транспортом воспользовались 30,6 млн студентов и школьников.

И только в четырех субъектах РФ срок льготы для студентов продлен до 30 июня (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская области, Красноярский край).

При этом региональное субсидирование есть не во всех субъектах РФ. Перевозки учащихся в Калужской области сейчас финансируются из регионального бюджета, рассказал «Ведомостям» сенатор от региона Анатолий Артамонов. В Тверской области власти не выделяют средства на льготные билеты на поезда, только на автобусные перевозки школьников в городе и его окрестностях, говорит собеседник, близкий к администрации региона.

Эта ситуация, по мнению Кутепова, ставит в неравное положение студентов и школьников и создает «путаницу, а следовательно – социальное напряжение». Сенатор предложил установить единый порядок по предоставлению льгот учащимся во всех категориях пригородных поездов, рассмотреть возможность их круглогодичного действия.

Кроме того, Кутепов предлагает вернуть государственную поддержку из федерального бюджета для компенсации потерь в доходах от перевозки студентов и школьников, как это было сделано в 2010–2012 гг. Тогда правительство покрывало регионам 95% потерь перевозчика, еще 5% выделялось из бюджета субъектов РФ. Регион и ППК заключали соответствующий договор исходя из 50%-ной скидки. Но в 2013 г. федеральные субсидии отменили. По словам Кутепова, согласно постановлению № 1163 (регулировало порядок господдержки), выделение субсидий регулируется актом правительства, а таких актов с 2013 г. нет.

В 2012 г. из федерального бюджета было выделено около 2,1 млрд руб. на субсидирование льгот на перевозку учащихся. С учетом инфляции в 2021 г. эта сумма могла бы достигнуть 3,6 млрд руб. 

Представитель РЖД завил, что компания поддерживает предложения Кутепова. Сенатор от Тверской области Андрей Епишин положительно оценил «Ведомостям» инициативу по возвращению федерального субсидирования. Он считает, что регион должен предоставлять льготные билеты на транспорт студентам тверских вузов, а Москва должна обеспечивать ими тверичан, учащихся в столичных университетах.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, кроме Московского региона, практически все ППК «глубоко убыточны» и их деятельность невозможна без регионального и федерального субсидирования.

19 октября во время заседания президиума Госсовета, на котором рассматривалась транспортная стратегия РФ до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., гендиректор РЖД Олег Белозеров говорил о дефиците средств на пригородные перевозки на 2022–2024 гг. в размере 34 млрд руб.

В 2019 г. только 5 ППК зафиксировали рентабельность свыше 5%, еще 5 – на уровне 1–5%, у 11 – рентабельность менее 1%, а у 4 – отрицательная. По итогам 2020 г. показатели ухудшились: только 4 ППК показали чистую прибыль, это Южная ППК, Башкортостанская ППК, компания «Экспресс-пригород» и компания «Волгоградтранспригород». У 12 ППК убыток составил менее 100 млн руб., еще у 7 – от 100 млн до 1 млрд руб. У Московско-Тверской и Северо-Западной ППК убытки составили чуть больше 1 млрд руб. В целом в 2020 г. ППК принесли РЖД убыток на сумму около 3 млрд руб. Убытки ЦППК по итогам 2020 г. стали наибольшими и составили 7,8 млрд руб.

Бурмистров говорит, что эта ситуация действительно может измениться только при появлении федерального финансирования, так как в условиях централизации бюджетной системы количество регионов, которые могут обеспечить адекватное субсидирование льготных перевозок, резко сократилось, сейчас наблюдается хроническое недофинансирование. «Федеральное финансирование и формирование единых стандартов обеспечит улучшение ситуации по аналогии с обеспечением горячим питанием школьников, когда были сформированы централизованные стандарты, выделены деньги из федерального бюджета», – пояснил эксперт. По его словам, это позволило получить определенное выравнивание качества, подходов и стандартов и такая практика должна транслироваться на другие сферы, в том числе на пригородные перевозки. 

Круглогодичное предоставление льгот, по мнению Бурмистрова, может стать вторым этапом реализации инициативы. «С учетом того, что сейчас в условиях локдауна целый ряд учебных заведений переходит на дистанционное обучение, есть хорошая возможность для того, чтобы подготовить эту меру и запустить уже в 2022 г.», – резюмировал он.

Представители Орешкина, Минфина и ППК на вопросы «Ведомостей» не ответили. «Ведомости» также направили запросы в правительства ряда регионов.