«Аврора» попросила еще 4,3 млрд рублей из федерального бюджета на местные перевозки

Общий объем запрошенной перевозчиком поддержки может достичь 34 млрд рублей, подсчитали «Ведомости»
Всего на субсидирование местных авиаперевозок, по подсчетам «Авроры», в 2022–2024 гг. потребуется 4,35 млрд руб./ Евгений Разумный / Ведомости

Дальневосточная авиакомпания «Аврора» просит правительство просубсидировать на 50% из федерального бюджета местные авиаперевозки на Дальнем Востоке. Об этом 17 ноября рассказал первый заместитель генерального директора компании Дмитрий Тыщук на сессии Росавиации, проведенной на Транспортной неделе в Москве.

«Практически половина воздушных судов, запланированных к поставкам в парк «Авроры», должны использоваться на местных воздушных линиях. Без решения вопроса софинансирования из федерального бюджета местных перевозок внутри ДФО проблему не решить», – заявил он. По словам управляющего директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Ивана Печорина, бюджет Якутии, например, может покрыть только 10% от потребности в субсидиях местных авиалиний.

Всего на субсидирование местных авиаперевозок, по подсчетам «Авроры», в 2022–2024 гг. потребуется 4,35 млрд руб.: в 2022 г. – 900 млн, в 2023-м – 1,55 млрд, в 2024-м – 1,9 млрд руб., следует из презентации «Авроры». Средства предлагается направить на поддержку 22 маршрутов внутри регионов: например, на рейсы из Якутска в Батагай, Тикси, Оленек или Хабаровск – Охотск, Чита – Чара, Анадырь – Певек и др. «Это осевые маршруты – наиболее нагруженные внутри субъектов», – пояснил Тыщук этот выбор. В презентации «Авроры» указано, что сейчас цена билета на этих рейсах составляет 10 000–20 000 руб. в одну сторону.

Что такое авиакомпания «Аврора»

Единая дальневосточная авиакомпания на базе сахалинской «Авроры» создается в регионе по поручению президента России Владимира Путина. Для этого будут объединены авиаактивы регионов Дальнего Востока: «Камчатское авиапредприятие» (КАП), «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Чукотавиа» и авиакомпания «Якутия». Как заявил замгендиректора «Авроры» Дмитрий Тыщук, к концу года ряд регионов передадут свои пакеты акций авиакомпаний в «Аврору», а «к середине 2022 г. этот процесс будет завершен». До 2026 г. «Аврора» получит в парк 45 новых российских самолетов – по восемь SSJ100 и Л-410 NG, а также 19 еще не сертифицированных Ил-114-300 и 10 «Байкалов». 

«Аврора» уже и так получает федеральное финансирование: 1,6 млрд руб. было выделено в 2021 г. на полеты по социально значимым маршрутам, но эти средства выделяются на межрегиональные рейсы. До 2024 г. планируется выделить еще около 21 млрд руб. В результате к 2024 г. число субсидируемых социальных маршрутов увеличится с 20 до 51, а количество перевозимых по ним пассажиров – со 104 000 до 560 000 человек. Кроме того, на субсидирование местных перевозок в ДФО на 2022–2025 гг. в региональных бюджетах заложено 4,08 млрд руб. ежегодно, сообщил руководитель Росавиации Александр Нерадько.

На лизинг новых российских самолетов (45 самолетов до 2026 г.) «Авроре» должны выдать субсидию за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ). По словам Нерадько, 42 самолета включены в программу госзаказа гражданской техники (до 2024 г. на всю программу выделят 279 млрд руб., сколько достанется «Авроре» – не известно). «Поставки еще трех самолетов Ил-114 на 90% будут профинансированы за счет субсидий (3,8 млрд руб.)», – добавил чиновник.

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, выступавший на сессии, заявил, что по поручению вице-премьера Андрея Белоусова также прорабатывается вопрос выделения субсидий на возврат «Авроре» уплаченных льготных лизинговых платежей за новые самолеты. «Сумма на три года – 3,5 млрд руб. Я беседовал с министром финансов [Антоном Силуановым] по этому вопросу, с руководством Министерства Дальнего Востока. У всех понимание, что есть договоренность, чтобы эти субсидии были. Давайте скажем откровенно – мы это делаем для людей в итоге; нужно, чтобы все необходимые ресурсы были сформированы на ближайшие три года», – заявил Лимаренко.

По подсчетам «Ведомостей», без учета средств ФНБ общий объем поддержки достигнет 34 млрд руб.

В Минфине перенаправили вопросы «Ведомостей» в Минтранс. В Минтрансе на момент публикации не ответили на запрос. «Ведомости» также запросили представителя Андрея Белоусова – о поручениях по полному покрытию затрат на аренду новой техники и Минэкономразвития – об объеме поддержки поставок техники в «Аврору» за счет ФНБ.

По мнению эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, бюджеты регионов крайне дефицитны. «На Камчатке, например, на местные перевозки выделяли порядка 1 млрд руб. в год в прошлые годы, в Якутии на все местные перевозки в течение года выделяют 300 млн руб., а новый вертолет, например, стоит 500 млн руб. Малая авиация не то что низкомаржинальна, а планово убыточна», – говорит эксперт. По его мнению, если средний тариф на местных линиях в ДФО составляет 10 000–20 000 руб., то пассажиры готовы летать за 3000–5000 руб. «Кроме того, если стоит задача модернизировать парк дальневосточных перевозчиков, ставка летного часа будет только расти, а самый эффективный механизм сглаживания эффекта роста ставки – стимулирование конечного спроса на перелет через снижение тарифа», – добавляет Борисов.