«Ираэро» не возьмет в лизинг SSJ100 в этом году

Пока вместо российских самолетов авиакомпания начала эксплуатировать Airbus
Компании с SSJ100 в парке получили около 70% субсидии/ Максим Стулов / Ведомости

Иркутская авиакомпания «Ираэро», которая осуществляет полеты на российских SSJ100 с 2016 г., не будет пополнять парк этим типом в 2021 г., сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора авиакомпании Сергей Крупнов. «Все-таки SSJ100 – это самолет, приоритетный для субсидируемых государством маршрутов. Исходя из объема [субсидий], мы будем понимать потребность во флоте и примем решение [о поставках или отказе от SSJ100] в следующем году», – сообщил он. Сейчас в парке авиакомпании семь SSJ100, все находятся в состоянии летной годности, добавил он.

О планах пополнить флот компании дополнительными SSJ100 гендиректор и совладелец «Ираэро» Юрий Лапин рассказывал еще в феврале в интервью «Интерфаксу». Он говорил о потребности в пяти SSJ100. «Нам без разницы, новые они или нет. В целом мы сейчас больше рассматриваем вторичный парк SSJ100», – отмечал он.

Но представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) рассказал «Ведомостям», что компания ведет переговоры о передаче «Ираэро» двух SSJ100 и планирует осуществить поставку в начале 2022 г. «Сейчас перевозчик добросовестно вносит текущие арендные платежи. Что касается просроченной дебиторской задолженности, ожидаем формализации урегулирования вопроса, в том числе путем утверждения мировых соглашений в суде в ближайшее время», – уточнил собеседник.

Эксплуатация SSJ100 в «Ираэро» сопровождалась конфликтами с его производителем «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, сейчас в составе входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию «Иркута») и с ГТЛК. В 2020 г. авиакомпания требовала от ГСС возместить 1,9 млрд руб. убытков из-за неудовлетворительного технического состояния самолетов. В то же время «Ираэро» увеличивала задолженность перед ГТЛК, лизинговая компания одобрила перевозчику реструктуризацию 2,6 млрд руб. задолженности лишь в сентябре 2021 г. При этом Лапин говорил «Интерфаксу», что «Ираэро» – самый эффективный эксплуатант SSJ100. «Когда его [опыт] копишь в экстремальных условиях фактически войны с самолетом, он очень быстро трансформируется в качественный опыт. Мы научились предугадывать его отказы, скомплектовали определенный перечень агрегатов, блоков, который не позволял допускать поломок», – пояснял он.

На чем летает «Ираэро»

«Ираэро» создана в 1999 г. иркутскими предпринимателями Юрием Лапиным и Владимиром Мироновым. Перевозчик сначала занимался региональными перевозками на Ан-24/Ан-26 и Bombardier CRJ200 вместимостью по 50 человек. В 2016 г. «Ираэро» взяла в лизинг девять SSJ100, а в 2018 г. – три дальнемагистральных Boeing 777 (по 371 человеку), но потом от Boeing отказались. За девять месяцев 2021 г. «Ираэро» перевезла 666 800 пассажиров – на 53% больше, чем в 2020 г. Сейчас парк состоит из Airbus A319, Bombardier CRJ-200, SSJ100 и Ан-24/Ан-26.

«В текущий момент мы наблюдаем, как рынок авиаперевозок сильно меняется, – объяснил «Ведомостям» Крупнов. – Например, с точки зрения субсидируемых маршрутов на 2022 г. и изменения очередности их распределения. Если раньше труднодоступные регионы имели приоритет в развитии перевозок, то сейчас приоритет у тех маршрутов, которые софинансируются областью в размере более 50%. Вся маршрутная сеть перевозок – не только наша, но и всех других перевозчиков – кардинально изменится».

В 2021 г. «Ираэро» была одним из основных бенефициаров госсубсидий на развитие региональных перевозок (постановление правительства № 1242). На все авиакомпании было выделено 7,7 млрд руб. из федерального бюджета, еще около 7 млрд руб. – из региональных. Компании с SSJ100 в парке получили около 70% субсидии, «Ираэро» – около 2,5 млрд руб. (на 50% больше, чем в 2020 г.). По субсидиям перевозчик выполняет 40 межрегиональных маршрутов из 266 субсидируемых по постановлению. Больше «Ираэро» получил только «Ямал», принадлежащий правительству ЯНАО. На 2022 г. механизм распределения субсидий поменялся: количество маршрутов увеличилось на 40% до 372. Из них у «Ираэро» будет 38 маршрутов, самая обширная программа у «Азимута» – 77 направлений, у Red Wings – 72, у «Руслайна» – 48, у «Ямала» – 34. Объем господдержки по компаниям пока неизвестен.

Представитель «Ираэро» сказал, что точный размер субсидий для авиакомпании пока назвать не может. «Снижение, по нашим оценкам, будет незначительным, но есть вероятность, что в опубликованный перечень еще будут внесены изменения Росавиацией», – говорит он.

«Субсидирование региональных рейсов на условиях софинансирования регионом – это правильный подход. Если регион не готов участвовать в этом процессе, то кто определит, насколько действительно социально значим маршрут, на который подают заявки авиакомпании?» – говорит главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров.

Вместо SSJ100 «Ираэро» в сентябре этого года взяла в лизинг один узкофюзеляжный Airbus A319 (на 156 пассажиров). Как поясняли в компании, емкости SSJ100 (вмещает до 103 пассажиров) на некоторых маршрутах уже недостаточно. На Airbus A319 выполняются рейсы Москва – Новый Уренгой, оттуда в Уфу, Новый Уренгой – Тюмень, Уфа – Нижневартовск, из Москвы в Симферополь, Ереван, Гюмри, Карши и Фергану, согласно данным Flightradar.

«У нас сейчас планируется [поставка] Airbus A320 – полный эконом, 180 кресел. Он будет выполнять регулярные рейсы в страны СНГ, ближнего зарубежья, во Францию», – сообщил Крупнов «Ведомостям».

Представитель «Ираэро» пояснил «Ведомостям», что авиакомпания «готова участвовать в программе госзаказа», ее устроило бы приобретение по льготному лизингу пяти SSJ100: «От планов их приобретения мы не отказались, просто сдвинули сроки. Мы планируем вернуться к вопросу новых SSJ100 к высокому сезону 2022 г., но с учетом эпидемической ситуации в стране и мире». Приобретение А319 и А320 сделано для увеличения провозной емкости, они устроили «Ираэро» в плане вместимости, надежности, затрат на обслуживание и размера лизинговых платежей, говорит собеседник.  

Представитель Промсвязьбанка, принадлежащий которому «ПСБ лизинг» стал основным покупателем и поставщиком российских самолетов с 2020 г., сообщил, что банк не ведет переговоров с «Ираэро» по поставкам SSJ100. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу «Иркута».

Полученный «Ираэро» A319 – это подержанная машина (17 лет в эксплуатации, был в парке британского лоукостера easyJet, российских «Руслайна», «Татарстана», «Вим-авиа» и iFly), замечает Гусаров. «Такая машина будет дешевле, а Superjet с таким большим дисконтом не получить – они новые, находятся на стадии выплаты полной стоимости», – поясняет он. Кроме того, по заявлению Минпромторга, на SSJ100 сейчас образовалась очередь, напоминает эксперт. «Это связано с тем, что на многих направлениях в пандемию сократился пассажиропоток, на более вместительных Boeing и Airbus стало невыгодно летать», – говорит Гусаров.