Почему китайский автопром в России не заметил кризиса полупроводников

Автобренды из КНР наращивают продажи на падающем рынке
Bobby Yip / Reuters

Китайские автоконцерны в России явно нашли способы справиться с проблемой дефицита полупроводниковых компонентов, которая обрушила рынок во второй половине 2021 г. Общие продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в ноябре 2021 г. составили только 125 466 единиц, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это на 20,4%, или на 32 114 машин, меньше по сравнению с ноябрем 2020 г. Сходные или даже бо́льшие темпы падения демонстрировало большинство крупных участников рынка. Лидер сегмента «АвтоВАЗ» снизил продажи на 31% до 26 373 шт., Kia – на 31% до 14 514 машин, Hyundai – на 17% до 14 395 автомобилей, Renault – на 15% до 11 837 шт., Toyota – на 7% до 7606 автомобилей.

По итогам 11 месяцев 2021 г. продажи продолжают находиться в положительной зоне благодаря хорошему первому полугодию. С января по ноябрь 2021 г. в России продали 1,44 млн новых легковых автомобилей и LCV, что на 6,9% превышает аналогичный показатель годичной давности, следует из данных АЕБ.

Но китайские бренды как будто не заметили проблем конкурентов: крупнейшим из них на российском авторынке удалось резко поднять продажи. Вошедший в сентябре в топ-10 лидеров продаж китайский Haval – единственная марка в этой десятке, которая показала рост продаж, причем трехкратный – до 4909 шт. Реализация моделей Chery в ноябре увеличилась в 1,7 раза до 4097 машин, продажи Geely выросли на 40% до 2826 шт. Также поднять продажи в ноябре удалось, например, Mitsubishi (+6% к ноябрю 2020 г., до 3023 машин), Ford в сегменте LCV (+74%, 2123 автомобиля), Peugeot (+72%, 733 шт.).

Haval является «дочкой» китайской Great Wall Motors. Это единственный автоконцерн из КНР, который заключил в России льготный специнвестконтракт (СПИК) и построил автосборочное предприятие. Компания обязалась вложить 42,4 млрд руб. в локализацию производства кроссоверов и внедорожников, а также в производство двигателей, коробок передач, электронных блоков и систем управления автомобилем. СПИК Haval был подписан последним в череде заключения таких инвестконтрактов с предприятиями автопрома – в сентябре 2020 г.

Очевидно, китайцы смогли каким-то образом выстроить цепочки поставок микроэлектроники и пока им удается решать эту проблему лучше, чем другим автопроизводителям, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому у них есть возможность предложить потребителям больше машин, а в условиях дефицита автомобилей любое предложение становится востребованным, сказал он «Ведомостям».

В основе высоких результатов Haval лежит работа по развитию бренда в России, модельного ряда, дилерской сети и послепродажного обслуживания, заявил «Ведомостям» исполнительный директор Haval в России Жером Сего. Хотя общий объем продаж Haval в Китае составляет более 1,3 млн автомобилей, а в России в этом году будет продано порядка 40 000 шт. (по данным АЕБ, за 11 месяцев реализовано 34 765 машин марки. – «Ведомости»), этот рынок является приоритетным для компании, сказал «Ведомостям» источник в китайской компании. По его словам, дефицит микроэлектроники не обошел Haval стороной и в Китае есть задержки с их поставками на конвейер. Но для российских потребителей компания старается изыскать их вовремя, говорит собеседник «Ведомостей».

Создать сборку в России китайским заводам не всегда было просто. Например, в 2008–2009 гг. калининградский «Автотор» в экспериментальном режиме начал отверточную сборку китайских автомобилей Chery без глубокой локализации. Но «Автотору» пришлось свернуть этот проект. По неофициальной информации источников, близких к участникам рынка, к экспансии китайского автопрома в Россию крайне осторожно относился Минпромторг. Позднее основной владелец компании Владимир Щербаков говорил, что с приходом других зарубежных автоконцернов на российский рынок позиция властей стала более лояльной.

Экспорт автопрома КНР пока является небольшим относительно объемов внутреннего рынка – около 1 млн машин в год, отмечает источник «Ведомостей» среди консультантов китайских автомобилестроительных компаний в России. При этом на внутреннем рынке Китая в 2020 г. было продано 19,7 млн автомобилей (на 6,7% меньше, чем годом ранее). Китайские автоконцерны смогли лучше других подготовиться к дефициту микроэлектроники – для этого у них было больше возможностей как с точки зрения финансов, так и с точки зрения самих микрочипов, поскольку многие предприятия, их производящие, находятся в Китае, говорит собеседник.

«Фиксируемый АЕБ рост продаж китайских марок происходит из-за замещения ими того дефицита машин, которые покупатели купили бы у других брендов. Но китайские бренды повысили цены в последние месяцы, и их рост продаж должен замедлиться», – считает собеседник «Ведомостей». По его словам, продаваемое сейчас количество трех основных китайских автопроизводителей в России – Haval, Chery и Geely – является равновесным рынку. По итогам 2021 г. они превысят планку в 100 000 автомобилей, проданных в РФ, и это будет рекорд с 2013 г., но тогда объем всего российского рынка составлял почти 3 млн автомобилей, отмечает источник.