Auсhan покинул топ-5 ритейлеров, торгующих товарами повседневного спроса

Его место заняла региональная сеть «Светофор»
Евгений Разумный / Ведомости

Сеть «Светофор» по итогам девяти месяцев этого года заняла пятое место в рейтинге Infoline FMCG Retail Russia Top, в котором оцениваются ритейлеры, торгующие товарами повседневного спроса, с точки зрения выручки.

Компания заработала за этот период 200,5 млрд руб. и сместила с этой строчки Auchan (188,3 млрд руб.), который опустился на шестую позицию в рейтинге. Несмотря на то что благодаря увеличению доли онлайн в продажах до 5% последний смог компенсировать сокращение площадей и вернуться к росту выручки, «Светофор» показал более высокие темпы развития среди крупнейших ритейлеров, объясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По его словам, компания за 11 месяцев увеличила сеть более чем на 1130 торговых объектов и на начало декабря управляет более 2770 дискаунтерами в России. В ГК «Торгсервис» (владеет «Светофором») на запрос «Ведомостей» не ответили. Представитель Auchan подтвердил, что в этом году ритейлер вернулся к формату дискаунтера, смог стабилизироваться и перейти к росту как выручки (на 2%), так и товарооборота (около 5% с начала года по сравнимым магазинам). При этом до конца года компания не планирует открывать новые магазины, а продолжит модернизацию существующих.

За девять месяцев 2021 г. совокупный рост выручки крупнейших сетей составил 11,6%. Тройка лидеров рейтинга за год не поменялась: это по-прежнему X5 Group с выручкой 1,59 трлн руб. за девять месяцев 2021 г., «Магнит» с 1,22 трлн руб. и Mercury Retail Group («Бристоль» и «Красное & белое») с 513,7 млрд руб. На четвертом месте расположилась «Лента», к которой в III квартале присоединились сети Billa и «Семья». Для «Магнита» и Х5 Group новым драйвером развития бизнеса становятся проекты жестких дискаунтеров: первый к концу 2021 г. планирует увеличить сеть «Моя цена» до 200 объектов, а второй хочет довести сеть «Чижик» до 70 объектов, говорит Бурмистров. При этом у «Чижика» уже в 2022 г. запланировано 300 новых открытий (всего будет 1700–2000 новых магазинов сети), сообщил представитель X5 Group. В «Магните» пока не раскрывают детальных планов по своему развитию на будущий год, но стратегия компании до 2025 г. предполагает открытие 1700–2500 магазинов ежегодно, уточнил представитель ритейлера.

Новичок рейтинга – жесткий дискаунтер Fix Price (144,2 млрд руб. за три квартала), который торгует преимущественно непродовольственными товарами, компания заняла сразу седьмое место. По данным Fix Price, доля продуктов и товаров повседневного спроса сейчас составляет около 50% ассортимента (остальное – игрушки, одежда и т. д.). Генеральный директор ритейлера Дмитрий Кирсанов заявил, что в I квартале 2022 г. откроется 5000-й магазин и в сети рассчитывают утроить количество торговых точек в ближайшие годы.

Сегодня доля продаж товаров повседневного спроса в российских дискаунтерах составляет 32%, а количество посещений таких точек выше, чем у любого другого формата, – более семи раз в месяц, по данным NielsenIQ. При этом у формата сохраняется еще больший потенциал роста – во многом из-за развивающегося формата жестких дискаунтеров. По данным NielsenIQ, российские покупатели уже не воспринимают такие магазины как дешевые, а мыслят другими категориями: например, основная характеристика посещения Fix Price – ассортимент, включающий множество полезных мелочей, сети «Да!» – чистота и гигиена в магазине, «Хлеб и соль» – близкое расположение к дому, «Чижик» – удобство для мелких покупок и пополнения запасов, говорит представитель аналитической компании.

По прогнозам «Infoline-аналитики», по итогам 2021 г. оборот розничной торговли продовольственными товарами в сопоставимых ценах вырастет на 2,1%, а в денежном выражении – почти на 11% и составит 18,4 трлн руб. На рынке стоит ждать новых слияний, уверен Бурмистров: крупнейшие ритейлеры продолжат поглощать региональные сети, которые под натиском федеральных сетей и жестких дискаунтеров испытывают проблемы с трафиком и рентабельностью.

Для владельцев региональных ритейлеров выгоднее сдавать свою недвижимость в аренду федеральным ритейлерам и продавать операционный бизнес, считает он. Так же думает и представитель X5 Group, который отмечает, что каждый год около 10–15% роста группы ей обеспечивают приобретенные региональные игроки. Например, в августе 2021 г. она выкупила около 30 магазинов сетей «Огонек» и «Эконом» в Тамбове, в июле усилила присутствие на Урале благодаря сделке с компанией «Ситно».

Представитель «Восточного союза» (объединяет крупнейших игроков сибирского и дальневосточного продовольственного ритейла – ГК «Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата») разделяет прогноз о дальнейшей консолидации рынка. Крупные федеральные игроки находятся в более выигрышной рыночной позиции в том числе за счет своего ресурса, но лимит их органического развития в Центральной России практически исчерпан, а выход на рынок Дальнего Востока и Сибири сопряжен с большими логистическими и иными проблемами. По мнению «Восточного союза», если региональные сети хотят сохранить и развивать свой бизнес, то самым эффективным путем будет объединение в партнерские альянсы, в противном случае рано или поздно все они либо будут поглощены федералами, либо не выдержат конкуренции и уйдут с рынка, считает собеседник «Ведомостей».