Санитарную авиацию «Ростеха» не пустили в Тюменскую область

Структура госкорпорации оспаривает это решение в УФАС региона
Максим Стулов / Ведомости

Компания «Национальная служба санитарной авиации» (НССА, «дочка» «Ростеха») подала жалобу в ФАС на итоги конкурса по выбору оператора санитарной авиации в Тюменской области. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель компании. Тюменская областная клиническая больница № 1 (ОКБ № 1), по его словам, отказывается заключать контракт с победившей в конкурсе НССА. Замначальника отдела контроля закупок Тюменского УФАС Евгений Бороздин подтвердил «Ведомостям», что жалоба поступила в управление и находится на рассмотрении. Пресс-служба правительства региона и ОКБ № 1 на запросы не ответили.

НССА была признана победителем конкурса, организованного управлением госзакупок Тюменской области, следует из тендерной документации. Компания предложила за услуги по обеспечению санитарных вертолетных перевозок в 2022 г. 139,9 млн руб., другой участник конкурса – «Ютэйр – вертолетные услуги» («дочка» авиакомпании Utair) – 140,6 млн руб.

Но, по словам представителя НССА, ОКБ № 1 отказалась заключать контракт, ссылаясь на обнаруженные в конкурсной документации НССА недостоверные сведения. Больница считает, что у структуры «Ростеха» нет мест временного базирования вертолетов в радиусе 10 км от ОКБ № 1, что было условием конкурса, уточнил собеседник, и хочет подписать контракт с «Ютэйр – вертолетные услуги».

Представитель НССА пояснил, что планировалось использовать вертолетную площадку на территории больницы, но уже после подведения итогов конкурса выяснилось, что у площадки отозван летный паспорт. А Utair отказала в размещении вертолетов на своих частных аэродромах в ближайшей доступности от ОКБ № 1, добавил он. В Utair на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей».

По требованиям Росавиации, у каждого аэродрома и посадочной площадки должен быть аэронавигационный паспорт. В экстренных ситуациях пилот может осуществить посадку на площадку и без него, «если она осмотрена с земли или с воздуха и признана удовлетворяющей требованиям руководства по летной эксплуатации». Такое объяснение НССА на ее запрос представил и. о. начальника управления аэропортовой деятельности Росавиации Александр Аверкиев (с копией его письма ознакомились «Ведомости»).

Представитель НССА говорит, что «были созданы неправомочные преференции для «Ютэйр – вертолетные услуги», что противоречит порядку проведения конкурсных процедур». По его словам, это не первый случай препятствия компании в регионах. В феврале ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница» (Архангельская область) расторгла контракт с НССА после того, как оператор не смог выполнить три экстренных вылета по заданию больницы («Ведомости» писали об этом в феврале 2021 г.). Тогда НССА не смогла найти место для вертолетов в аэропорту Нарьян-Мара. «Дочка» «Ростеха» обвиняла аэропорт в воспрепятствовании ее деятельности в регионе.

НССА создана в 2017 г. для оказания услуг санитарной эвакуации. Изначально у структур «Ростеха» было в компании 25%, а 75% контролировал Иван Яценко, который также владеет компанией «Хелидрайв» (занимается эвакуацией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Летом 2019 г. «Ростех» получил контроль в НССА, писали «Ведомости» и подтверждал представитель госкорпорации. Компания планировала стать одним из крупнейших вертолетных операторов в стране с парком в 150 машин. Это меньше, чем у лидера рынка – Utair (213 вертолетов), но больше, чем у второго вертолетного перевозчика – «Газпром-авиа» (72 машины). Но пока у НССА, по данным компании, лишь 19 вертолетов «Ансат» и Ми-8 (по данным Росавиации, 16 бортов).

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт отмечает, что конкурс ОКБ № 1 проводился в соответствии с 44-ФЗ, который устанавливает «исчерпывающий перечень оснований для отказа со стороны заказчика». Такими основаниями, по его словам, являются указание заведомо ложных сведений в заявке победителя, отказ от подписания контракта подрядчиком в течение 10 дней с момента направления договора, нарушения при оформлении и передаче обеспечения по контракту до окончания сроков подписания контракта. «В исключительных случаях такой отказ может мотивироваться наступлением форс-мажорных обстоятельств, которые заказчик не мог предвидеть», – добавил юрист.

«Насколько я понимаю, в данной ситуации отказ от заключения договора заказчиком не мотивирован ни одним из выше перечисленных нарушений со стороны победителя аукциона, ни наступлением обстоятельств непреодолимой силы», – заметил юрист. Формально в качестве основания выступает то, что исполнение договора может быть затруднено отсутствием у заказчика документа, необходимого для эксплуатации площадки для вертолетов, отметил Иккерт. Он полагает, что отказ выглядит необоснованным, поскольку подготовка документации для эксплуатации имущества заказчика – обязанность именно заказчика, а подрядчик мог и не знать о наличии такого препятствия. «На мой взгляд, в данной ситуации НССА совершенно обоснованно не соглашается с действиями заказчика», – считает юрист, предполагая, что и УФАС поддержит НССА.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напомнил, что «Ютэйр – вертолетные услуги» длительное время сотрудничает с заказчиками в ХМАО, Тюменской и Омской областях, Красноярском и Хабаровском краях, предоставляя услуги санавиации. Кроме того, ХМАО и Тюменская область контролируют по 38,8 и 8,4% акций Utair соответственно.

На Тюменскую область приходится самое большое количество госконтрактов «Ютэйр – вертолетные услуги», по данным системы «СПАРК-Интерфакс». Utair также ранее выполняла санзадания Тюменской ОКБ № 1: в июне 2021 г. заключен контракт на 2,7 млн руб., в 2020 г. – два контракта на 209 млн руб., в 2019 г. – один контракт на 76,8 млн руб.

«Создание НССА и ее активизация в 2019 г. с получением «Ростехом» контроля предопределили будущий конфликт интересов с традиционными поставщиками услуг», – считает Пантелеев. Он добавил, что в регионах, где санавиация не развита, появление крупного игрока с парком, экипажами и опытом выполнения таких задач – «несомненное благо», но такими характеристиками обладают и другие, например «дочка» Utair или «Русские вертолетные системы» (34 вертолета). Поэтому есть риски повторения подобных конфликтов, считает эксперт.