Как фармкомпании зарабатывают на COVID-19

Шесть препаратов исследуются на предмет терапии постковидного синдрома и профилактики заболевания
Эффективных препаратов для лечения коронавируса и купирования последствий инфекции пока не существует/ Евгений Разумный / Ведомости

Фармацевтические компании планируют заработать не только на лекарствах от COVID-19, но и на других, «околоковидных» направлениях за счет расширения показаний уже существующих препаратов. Это показал анализ реестра разрешений на проведение клинических исследований Минздрава за 2021 г., который провели «Ведомости».

В частности, как минимум две компании проверяют эффективность своих лекарств в борьбе с симптомами постковидного синдрома, к которым, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), относятся усталость, одышка, когнитивная дисфункция и т. д. К примеру, Научно-производственная фирма (НПФ) «Материа медика холдинг» тестирует ноотроп проспекта, применяемый сейчас при когнитивных нарушениях, в лечении астении (усталости, слабости) у пациентов после острого коронавируса, указано в реестре. Исследования третьей фазы началось 24 сентября 2021 г., в нем участвуют 680 пациентов из 46 больниц. По данным DSM Group, за 11 месяцев 2021 г. было продано 9929 упаковок проспекты на сумму 6,32 млн руб. (препарат выведен на рынок лишь в прошлом году). Сможет ли компания в случае одобрения новых показаний увеличить выручку этого препарата, будет зависеть от вложений в рекламную кампанию и качества ее проведения, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Входящая в «Фармстандарт» Виктора Харитонина компания «Отисифарм», в свою очередь, испытывает противотревожный препарат афобазол на пациентах с расстройствами адаптации после перенесенного COVID-19. Исследование третьей фазы началось в октябре этого года и продолжится до 31 декабря 2022 г. только в одной медицинской организации. В нем принимают участие 196 пациентов. Розничные продажи афобазола в упаковках за 11 месяцев 2021 г., по данным DSM, снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 6,2 млн упаковок. Но в денежном выражении за этот период этот показатель вырос на 2,5% до 2,8 млрд руб. Расширение показаний позволит компании улучшить продажи, уверен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Прогноз по росту выручки, правда, он делать не стал.

Постковидный синдром обычно возникает через три месяца после начала коронавируса и длится не меньше двух месяцев. По данным ВОЗ, от него страдает до 20% людей, переболевших COVID-19. Исходя из этих оценок, в 2021 г. свыше 1,3 млн россиян могли иметь симптомы постковидного синдрома. Для подсчетов «Ведомости» использовали официальную статистику выздоровевших с сайта «Стопкоронавирус.рф».

По словам Беспалова, официальную цифру можно удвоить или даже утроить за счет тех, кто не обращался к врачам или переболел в легкой форме, заметив уже последствия. «2,6–3,9 млн человек – это очень приличный рынок», – говорит он. 

В реальную пользу подобных препаратов, впрочем, верят не все. Переболевшие коронавирусом в легкой форме имеют симптомы, схожие с проявлениями синдрома хронической усталости: слабость и невозможность выполнять привычную физическую нагрузку, говорит Дмитрий Рейхарт, доктор биологических наук и основатель Ruthenium Global Pharma Fund, инвестирующего в акции глобальных биотех- и фармкомпаний. По его словам, эффективной фармацевтической терапии при таких состояниях нет, справиться с этим поможет отдых, покой и полноценный сон.

Компания «Мир-фарм», в свою очередь, решила проверить свой иммунодепрессант пирфенидон при реабилитации пациентов с фиброзом легких после ковидной пневмонии. Исследование третьей фазы должно было пройти с 22 октября 2021 г. по 31 декабря 2022 г. Но, как пояснила «Ведомостям» руководитель регуляторного департамента компании Светлана Мейер, из-за высокой стоимости испытания так и не начались. «Мир-фарм», по ее словам, изучает возможность снижения затрат, после чего примет окончательное решение о старте или прекращении проекта.

Все та же НПФ «Материа медика холдинг» хочет зарабатывать и на профилактике для вакцинирующихся против коронавируса. Эффективность препарата эргоферон, который сейчас применяется при лечении гриппа, ОРВИ и острых кишечных инфекций, изучается на 3600 добровольцах в 45 больницах. Клинические исследования третьей фазы проходят с 22 сентября 2021 г. по 31 декабря 2022 г. Данный препарат позиционируется как противовирусный, однако, по мнению Беспалова, правильнее его было бы отнести к гомеопатии. Продажи эргоферона в рознице за 11 месяцев 2021 г. снизились к аналогичному периоду предыдущего года почти на 28% до 7 млн упаковок, следует из данных DSM. В деньгах показатель упал примерно на 26% до почти 3 млрд руб. «НПФ «Материа медика холдинг» примет решение о дальнейшей стратегии позиционирования препаратов на рынке на основе результатов клинических исследований», – сказал «Ведомостям» ее директор по связям с общественностью Владимир Дунаев. Оценивать возможное влияние расширения показаний на выручку он не стал.

Еще одной областью применения лекарств может стать профилактика инфицирования контактировавших с заболевшими COVID-19. Два новых препарата – молнупиравир и нирматрелвир/ритонавир – для этих целей в России исследуют MSD и Pfizer соответственно. Клинические исследования первого пройдут с 27 августа 2021 г. по 30 декабря 2022 г. с участием 250 человек, второго – с 12 ноября 2021 г. до 14 марта 2023 г. с участием 300 человек. Рынком сбыта данных препаратов в первую очередь являются государственные больницы и скоропомощные бригады, работающие с ковидными больными, говорит Шуляк. По словам Беспалова, расширение показаний открывает им путь в розницу. Оба эксперта предполагают, что у препаратов будет высокая стоимость (5000–10 000 руб.), поэтому вряд ли они будут пользоваться большим спросом у граждан. 

Эффективных препаратов для лечения коронавируса и купирования последствий инфекции пока не существует, напоминает Беспалов. Тем не менее число препаратов, стремящихся расширить свои показания за счет коронавируса, по мнению Шуляка, будет только расти. Для фармкомпаний это хорошая рекламная возможность, которая может увеличить их продажи, поясняет он. Бизнес пытается расширить круг потенциальных клиентов относительно простым способом: не за счет создания новых продуктов, а с помощью маркетинговой активности, соглашается Беспалов. Например, по данным DSM, продажи арбидола в России в 2020 г. за счет коронавируса взлетели на 354% до 11,3 млрд руб. Шуляк считает, что выходить в новые ниши будут производители иммуномодуляторов, противовирусных препаратов, а также препаратов с антидепрессивным действием.

Запросы в «Отисифарм», MSD и Pfizer остались без ответов.