Снегоходы предложили вписать в ПДД

Но популярность снегоходного туризма это не увеличит, считают участники отрасли
По данным компании «Русская механика» (производит снегоходы «Буран» и «Тайга»), рынок новых снегоходов в России, включая импорт, составил в 2020 г. около 15 000 шт. и в 2021 г. – около 18 500 единиц/ Сергей Бобылев / ТАСС

Глава комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов (представляет заксобрание Петербурга) и его заместитель Алексей Синицын (представляет Кузбасс) разработали и направили премьеру Михаилу Мишустину законопроект, нацеленный на развитие снегоходного туризма. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил представитель сенатора.

Законопроект вносит поправки в ряд нормативных актов, в том числе в правила дорожного движения (ПДД). Гусеничным мототранспортным средствам, к которым в основном и относятся снегоходы, предлагается разрешить двигаться по общей проезжей части «с целью ее пересечения либо движения по мосту».

По мосту снегоход должен двигаться по правому краю проезжей части, по обочине дороги, если за ее пределами движение для снегохода невозможно, следует из документа. Также предлагается запретить снегоходам поворачивать налево или разворачиваться на дороге, где больше одной полосы для движения в каждом направлении или есть трамвайные пути. Кроме того, в ПДД нужно закрепить требование ездить на снегоходе только в застегнутом шлеме, а пассажиров возить, только если это предусмотрено конструкцией снегохода, следует из поправок.

Кутепов также предлагает поправки в Лесной, Градостроительный и Земельный кодексы и закон «О туристской деятельности», зафиксировав в них понятие «снегоходная трасса» и установив публичное право пользования территорией, которую занимает эта трасса. Поправки предполагают также появление юридически закрепленного термина «снегоходный туризм» – передвижение на снегоходе в физкультурно-оздоровительных, познавательных и экскурсионных целях. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что эта отрасль туризма в России фактически не развита, а нормативным ограничением является отсутствие правового статуса снегоходных трасс.

Кутепов в письме в правительство подчеркивает, что, несмотря на отсутствие в законодательстве понятий «снегоходная трасса» и «снегоходный туризм», этот вид отдыха активно развивается, а рынок снегоходов (как импортных, так и отечественных) растет.

По данным компании «Русская механика» (производит снегоходы «Буран» и «Тайга»), рынок новых снегоходов в России, включая импорт, в 2018 г. составил 18 500 шт., в 2019 г. – 20 200 шт., в 2020 г. – около 15 000 шт. и в 2021 г. – около 18 500 единиц. Соотношение импортных и российских снегоходов, по словам заместителя гендиректора по маркетингу компании Дмитрия Баутина, составляет примерно 30 на 70 в пользу отечественной продукции. Доля рынка «Русской механики», по  собственным оценкам компании, составляет 45%. Кроме нее снегоходы в России также выпускают «Веломоторс» (бренд Stels) и Irbis.

«В 2020 г. начался ковид и все производители ожидали снижения спроса на снегоходы. Но люди остались отдыхать в России, в результате наблюдался повышенный спрос и на снегоходы, и на квадроциклы», – рассказал Баутин. По его словам, в 2020 г. компания распродала не только объемы, выпущенные в том году, но и остатки с 2019 г. «В этом году снежная зима и мы снова не успеваем за спросом. Салоны стоят пустые, техники не хватает», – отметил топ-менеджер.

По данным «Авито авто», пиковый спрос на снегоходы с пробегом наблюдался в первые две недели декабря 2021 г., тогда он вырос сразу на 31% по сравнению с тем же периодом 2020 г. Аналогичный рост спроса сервис фиксировал и в конце 2020 г. Заметный интерес к снегоходам в последние два года объясняется повышенным вниманием к загородному досугу на новогодних праздниках из-за пандемии коронавируса и закрытия ряда стран, сказал «Ведомостям» руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито авто» Сергей Никольский. В 2021 г. объем предложения подержанной техники вырос вдвое. Чаще всего на «Авито» ищут снегоходы с пробегом канадского бренда Bombardier (почти 15% запросов).

В Минпромторге комментариев не предоставили.

Изменения в ПДД в части передвижения снегоходов по дорогам – это лишь один небольшой вопрос в регулировании снегоходного туризма в целом, отмечает Баутин. Чтобы водить снегоход, нужно удостоверение тракториста-машиниста (выдается Гостехнадзором), напоминает он. Также снегоходы нужно регистрировать в Гостехнадзоре, но это делают, по оценке Баутина, лишь около 10% владельцев.

Если за введением новых терминов в законодательство и изменениями в ПДД последует создание инфраструктуры для любителей снегоходов или тех, кто вынужден передвигаться на таком виде транспорта в связи с климатическими условиями, это положительно скажется на продажах, говорит Никольский.

Но эксперты от туриндустрии сомневаются в том, что предлагаемое регулирование как-то изменит ситуацию на рынке. За полярным кругом во всех регионах снегоходы почти везде используются и как личный транспорт, и в туристических целях, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, обычно туристам в таких регионах, например в ЯНАО, предлагают катание на снегоходах или зимнее сафари.

Но Ломидзе подчеркивает, что это далеко не массовый вид туризма вовсе не потому, что он не регулируется. По ее словам, это «зимняя забава для людей, которые любят активный отдых, а таких немного». Гендиректор туроператора «Дельфин» (специализируется на внутрироссийских турах) Сергей Ромашкин говорит, что это примерно 1% из нескольких тысяч туристов в год, пользующихся услугами компании, обычно они едут в Карелию. Есть и специальный турпродукт – снегоходные туры по озеру на Кижи и по Сямозеру, добавляет Ромашкин.

Теоретически законодательное регулирование может способствовать развитию таких туристических продуктов, так как на эти цели можно будет выделять финансирование, считает Ломидзе. В свою очередь, Ромашкин скептичен к идее отдельно прописать в ПДД правила для снегоходов: «Туристы передвигаются по полям, застывшим озерам – по безлюдным местам, не выезжая на дороги общего пользования. Это все равно что отдельно прописать в ПДД правила для лыжников».

В пресс-службе МВД на запрос «Ведомостей» с просьбой оценить необходимость корректировки ПДД не ответили.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Гринкевич