«До PlayStation в России была крошечная игровая индустрия»

Президент Sony Interactive Entertainment гордится тем, что расширил границы возможного
Президент Sony Interactive Entertainment Джим Райан/ Patrick T. FALLON / AFP

Январь ознаменовался рядом громких поглощений в сфере игр. Издатель игр Take-Two поглотил за $12,7 млрд Zynga (больше всего известна по мобильным играм FarmVille и Mafia Wars). Microsoft (производит консоль Xbox) купила за $68,7 млрд Activision Blizzard (среди ее хитов – World of Warcraft, Call of Duty, Diablo). А в конце месяца Sony Interactive Entertainment объявила о поглощении за $3,6 млрд производителя видеоигр Bungie, прославившегося шутерами Destiny и Halo. По иронии судьбы Bungie – та самая компания, которая в начале 2000-х гг. была частью Microsoft и помогала запускать в 2001 г. злейшего конкурента PlayStation – консоль Xbox.

Кое-кто из аналитиков уже заговорил об обострении консольной войны. Дело в том, что в 2010-х гг. Sony Interactive Entertainment сделала всего три поглощения: британской Media Molecule в 2010 г. и американских Sucker Punch Productions в 2011 г. и Insomniac Games в 2019 г. За это же время Microsoft купила целых восемь студий.

Но в 2019 г. Sony Interactive Entertainment возглавил ветеран компании Джим Райан. Он сразу же заявил агентству Nikkei, что «контент сейчас важнее, чем когда-либо прежде» и что его компания открыта для «избранных слияний и поглощений». За прошлый год число собственных разработчиков Sony Interactive Entertainment увеличилось сразу на пять студий. А Microsoft завершила одну покупку, зато большую – ZeniMax Media вместе с входящими в нее Bethesda Softworks, id Software и другими студиями.

Похоже, Райан готов продолжать гонку M&A. Не успев объявить о сделке с Bungie, он обещал в интервью интернет-изданию GamesIndustry: «Ждите новостей. Мы еще не закончили».

За спиной – Oracle и Ford

О личной жизни 53-летнего Райана почти ничего не известно. Журнал GQ пишет, что он родился в Кентоне (Англия). А на сайте британского Университета Уорика, где Райан получил диплом МВА, утверждается, что он успел поработать в Oracle, Amstrad и Ford Motor Company. В 1995 г. 27-летний Райан пришел в Sony.

3 декабря 1994 г. в Японии появилась в продаже первая консоль PlayStation. Еще до ее выхода руководство компании задумалось о покорении западных рынков. Для этого в США и Европе стали набирать местные команды для «дочек», которые будут отвечать за продажи PlayStation. Европейская «дочка» была основана в Лондоне в январе 1995 г., а Райан был нанят на должность международного финансового директора.

«Моей задачей было наладить работу в Европе, – вспоминал Райан в интервью GamesIndustry. – Нас было около 20 человек в Лондоне и абсолютно никого в континентальной Европе. Моей задачей было арендовать офисы, найти людей, наладить процессы, организовать дистрибуцию. Мы начали с Германии, за ней последовали Франция, Италия, Испания, Швейцария, Австрия, Скандинавия <...> Когда мы арендовали офис во Франкфурте, там не было ни стульев, ни столов. Денег было в обрез, потому что мы еще ничего не продали (официальные продажи PlayStation начались на Западе осенью 1995 г. – «Ведомости»). Мы отправились в IKEA, купили там мебель, а потом сели считать деньги – хватит ли их, чтобы нанять сборщика, учитывая мои отвратительные навыки разнорабочего. К счастью, деньги нашлись, и столы прослужили нам не один год».

Прощание с самураями

Поначалу бизнес Sony Interactive Entertainment был региональным. 
«Был полностью автономный европейский бизнес, полностью автономный американский бизнес и полностью автономный японский бизнес», – рассказывал Райан GamesIndustry. В 2016 г. штаб-квартира Sony Interactive Entertainment была перенесена из Японии в Калифорнию (США), а управление централизовано. Райану пришлось отбиваться от упреков в американизации и пренебрежении родной для PlayStation Японией. 
В ноябре 2020 г. Bloomberg выпустил статью о сокращении команды японских разработчиков игр, а поставки PlayStation 5 в Японию были урезаны, чтобы нарастить поставки в США. В ответ Райан дал интервью журналу Edge, где уверял, что «Япония – наш второй по величине рынок и родина Sony – по-прежнему очень важна для нас». Он посетовал, что в 2010–2015 гг. японские игровые студии, следуя вкусам геймеров, сосредоточились на разработке мобильных игр в ущерб консолям.
Но в начале этого года аналитик японского Института экономических исследований ACE Хидеки Ясуда опубликовал статью на GamesIndustry о том, что «Sony не воспринимает Японию всерьез». Он напомнил, что из-за дефицита предложения в первые шесть недель после старта продаж в Японии было продано всего 240 000 PlayStation – меньше, чем любых других консолей, кроме PSP. В прошлом году лидером японского рынка была Nintendo – на ее Switch пришлось 87% всех проданных консолей.
Более того, Sony Interactive Entertainment изменила назначение кнопок X и O на PlayStation 5 по западному лекалу, обвинял Ясуда. Традиционно кнопкой подтверждения была О – символ одобрения в Японии. А в последнем поколении консоли ею стала общепринятая на Западе Х. Наконец, в демороликах игр для PlayStation 5 часто отсутствует японская озвучка.
Кстати, пытаясь доказать важность Японии, Райан говорил в начале прошлого года, что его самая любимая игра для PlayStation 5 – Astro’s Playroom. Ее разработчик – Japan Studio была основана в 1993 г., чтобы делать игры для самой первой PlayStation, и принадлежит Sony Interactive Entertainment. Но летом того же года Japan Studio была ликвидирована в ходе реорганизации.

В то время лидерами рынка были Nintendo и Sega, однако PlayStation сумела стать первой в истории консолью, которая преодолела отметку в 100 млн проданных штук по всему миру. «PlayStation предлагала такие возможности, которые никто и представить себе не мог, – хвастался Райан в письме к сотрудникам в честь 25-летия выхода первой PlayStation. – С самого начала мы распахнули объятия разработчикам, предоставив им инструменты и технологии для создания красивых, обширных миров и экспериментов с новыми идеями». Консоль превосходила конкурентов по мощности и могла похвастаться проработанной трехмерной графикой. Райан вспоминал свой восторг от первой сыгранной им игры – трехмерного платформера Jumping Flash. Вместо традиционных картриджей в PlayStation использовались оптические диски, карты памяти позволяли сохраняться по ходу игры, дизайн был куда изящнее, чем у конкурентов, и к тому же PlayStation стоила $299, а Sega Saturn – $399!

Но это цены для Америки. В Европе Райану приходилось несравненно труднее, чем заокеанским коллегам. «Евро не было, поэтому цены были то 299 фунтов стерлингов, то 800 немецких марок, то 2100 французских франков, то 2000 песет, то 40 000 лир, – жаловался он GamesIndustry. – В США дела шли хорошо, в Японии дела шли хорошо, но мы мало что могли продать в Европе».

Европейский топ-менеджмент, включая Райана, был вызван в Японию на ковер к самому «отцу PlayStation» и основателю Sony Interactive Entertainment Кену Кутараги. Было страшно. «У него не только огромный авторитет в отрасли, но и сам он внешне весьма внушительный человек, – рассказывал Райан. – Он усадил нас и вдруг кротко сказал: «Пожалуйста, измените ваш неэффективный бизнес!»

Вернувшись, европейская команда сделала все возможное. «Одна из вещей, которыми я горжусь, – мы раздвинули границы возможного. Мы открыли рынки, на которых никогда не было игровой культуры. Люди на Ближнем Востоке никогда не играли в игры до PlayStation. До PlayStation в России была крошечная игровая индустрия. До PlayStation в Испании была очень маленькая игровая индустрия. Так что мы раздвинули границы географически <...> Европа оказалась лидером по продажам [следующего поколения консолей – вышедшей в 2000 г.] PlayStation 2».

Борьба с прошлым

Сменив ряд должностей, в 2011 г. Райан оказался на посту президента всего европейского бизнеса. А в 2016 г. он стал глобальным директором по продажам и маркетингу. К тому времени в продаже уже третий год была PlayStation 4, которая занимает 2-е место в списке самых популярных консолей. Всего продано чуть более 110 млн шт. Рекордсмен же – PlayStation 2, разошедшаяся тиражом 155 млн.

Райан прославился среди журналистов свой открытостью для прессы, писало интернет-издание VentureBeat. А вот среди поклонников PlayStation он несколько подмочил свою репутацию неосторожными высказываниями. Например, в 2017 г. в интервью GamesIndustry он пренебрежительно отозвался об инди-разработчиках. Его спросили, почему раньше на выставке E3 Sony Interactive Entertainment всячески восхваляла инди-игры и показывала ролики с их творениями, а теперь перестала. «Мы поняли, что эти видеоколлажи из десятка инди-игр за одну минуту <...> – потраченное впустую время», – был ответ.

В том же году в интервью журналу Time он прошелся по любителям старых игр: «Недавно я был на мероприятии, где были представлены игры для [всех поколений PlayStation]. Так вот игры для PlayStation 1 и PlayStation 2 выглядели древностями. Зачем кому-то в них играть?» Надо сказать, что конкуренты учли этот опыт: у Xbox есть обратная совместимость, когда на последней модели приставки можно играть в игры, созданные для прошлых поколений консоли. А вот Райану в прошлом году, когда он уже был гендиректором Sony Interactive Entertainment, еще раз припомнили ту опрометчивую цитату. В интервью интернет-изданию Axios он оправдывался: «Я пытался сказать, насколько великолепно выглядели игры для PlayStation 4 <...> Я и не думал проявить неуважение к нашему наследию!» А повод вспомнить старое был: вышедшая при Райане новейшая, пятая модель PlayStation поддерживает только игры для PlayStation 4. Еще некоторые игры для PlayStation 3 и PlayStation 2 можно запустить на ней через потоковую службу PSNow.

Более того, в начале прошлого года Sony Interactive Entertainment решила закрыть онлайн-магазин игр для PlayStation 3 (выпускалась в 2006–2017 гг.), портативных консолей PSP (2004–2014) и PS Vita (2011–2019). Геймеры возмутились: таким образом вне доступа оказываются сотни игр. В итоге компания оставила магазины для PlayStation 3 и PS Vita и закрыла только продажи игр для PSP, лишив поклонников примерно 35 игр.

Пандемия и Джордж Флойд

1 апреля 2019 г. начался новый финансовый год компании – и Райан вступил в должность гендиректора Sony Interactive Entertainment. «Я скромно заявляю, что никогда мы не были в лучшей форме, нежели сейчас», – говорил он GQ. Но во многих выступлениях призывал не почивать на лаврах после успеха PlayStation 4, ведь ее популярность не гарантирует, что PlayStation 5 станет таким же хитом.

Неприятности начались на Рождество. Впрочем, они были прогнозируемы. В последнем квартале 2019 г. Sony Interactive Entertainment отгрузила около 6,1 млн консолей – на 2 млн меньше, чем годом ранее (8,1 млн). Таких провальных рождественских продаж у консоли не было с 2013 г., когда она появилась на прилавках только в ноябре, да и то далеко не во всех странах. Но реакция покупателей была понятна: уже было объявлено, что в конце 2020 г. выйдет PlayStation 5, и многие предпочли подождать и купить консоль нового поколения.

А вот следующую проблему предсказать не мог никто: началась пандемия. В определенный момент Райан задался вопросом, состоится ли вообще премьера нового продукта, признавался он Business Insider. Успеют ли инженеры доработать «железо», программисты – дописать интерфейс, а разработчики игр – выпустить их в срок? «Все это было совершенно непонятно. Но еще непонятнее было то, насколько сильно просела цепочка поставок комплектующих. Ведь сотни предприятий, выпускающих компоненты для PlayStation, работают в Китае <...> Это был очень трудный период. Но в итоге мы довольно спокойно проработали все эти вещи шаг за шагом».

Еще одно событие стало «черным лебедем»: презентация PlayStation 5 планировалась на 4 июня 2020 г., но в конце мая погиб Джордж Флойд, и вспыхнувшие протесты вынудили компанию перенести мероприятие на неделю, хотя рекламная кампания уже была в разгаре.

Сама презентация получилась нетрадиционной. Изначально компания планировала провести ее в Нью-Йорке – с гигантскими экранами, громкой музыкой и спецэффектами. Но помешал коронавирус, пришлось все организовывать онлайн. «Цифровое мероприятие оказалось чрезвычайно эффективным, мы охватили миллионы и миллионы людей, которые не факт, что заинтересовались бы просмотром трансляции из зала в Нью-Йорке», – рассказывал Райан. К тому же ему больше понравилось не выступать вживую перед многотысячной аудиторией, а записывать выступление заранее в студии: «На самом деле я довольно застенчив. Я сильный интроверт, и публичные выступления никогда не были для меня чем-то естественным».

Одним из самых странных ощущений первого пандемийного года для Райана стал просмотр онлайн-мероприятия PlayStation в записи на диване рядом с семьей, а не вживую, стоя на сцене: «Есть нечто приятное в том, чтобы сидеть сложа руки и наслаждаться важным моментом». Но был в этом и минус: «Когда твои дети (у Райана две дочери, сейчас им 14 и 16 лет. – «Ведомости») начинают подхихикивать над тем тобой, который на экране, – это немного ошарашивает».

Раньше Райан каждый месяц успевал побывать как минимум в Японии, США и Лондоне, где у него дом. Когда в марте 2020 г. компания закрыла офисы, он застрял дома – и это ему понравилось, хотя и показалось странным: «Большую часть времени я теперь провожу в темноте. Я встаю очень рано, чтобы пообщаться с Японией. Потом отдыхаю, затем общаюсь с США». Как он добавлял в разговоре с Business Insider, программисты тоже засели по домам, вместо того чтобы тратить час-другой каждый день на дорогу до офиса и обратно, и это только пошло им на пользу: «Так мы узнали, что многое из того, что делали долгие годы, было просто ненужным, а порой бессмысленным и глупым».

«Одни из лучших развлечений, когда-либо появлявшихся в мире»

Спрос на PlayStation 5 оказался ажиотажным. Как рассказывал Райан Reuters, за первые 12 часов после открытия предзаказа в США поступило столько же заявок, сколько за первые 12 недель на PlayStation 4. Пятая PlayStation стартовала как самая популярная консоль Sony, превысив отметку в 10 млн продаж примерно через восемь месяцев после премьеры, – ее предшественнице потребовалось на это на месяц больше.

Но теперь PlayStation 5 отстает по динамике продаж от PlayStation 4. Виной тому дефицит компонентов – Райану не раз пришлось за это публично извиняться и благодарить геймеров за терпение.

Sony Interactive Entertainment планировала за финансовый год с 1 апреля 2021 г. по 31 марта нынешнего года продать 16 млн консолей. Осенью прогноз скорректировали до 14,8 млн, а в начале февраля – до 11,5 млн. Всего с момента выхода 12 ноября 2020 г. до 31 декабря 2021 г. было продано 17,3 млн PlayStation 5. А вот четвертых PlayStation за аналогичный период с момента дебюта разошлось 20,2 млн.

Журнал GQ поинтересовался у Райана, нужны ли будут вообще консоли в будущем, учитывая развитие потоковой передачи, позволяющей играть с любого устройства, и подписки на игры. «Порой мне кажется, что большую часть времени, что я провел в PlayStation, я только и выслушивал, как люди рассказывают мне, что это поколение консолей будет последним, потому что не то, так другое сделает их ненужными. Я уверен, что эти люди по-настоящему мудры и действительно умны, но они пока что не правы», – ответил Райан.

Затронутые GQ вопросы действительно актуальны. В 2017 г. Xbox объявила о создании аналога Netflix для игр – подписки Game Pass. Сейчас подписчики получают доступ к новым играм в облаке прямо в момент их премьеры. Sony Interactive Entertainment приняла эту идею в штыки. В 2019 г. Райан заявил GamesIndustry, что его компания не планирует имитировать стратегию конкурентов. В 2020 г. объяснил этому же изданию, что модель подписки по типу Xbox Game Pass «не имеет никакого смысла». Ведь для PlayStation производятся игры с бюджетами намного больше $100 млн. Если дать к ним доступ по относительно дешевой подписке, инвестиции не окупятся.

Но в том же году вопрос, ждать ли ответа на Game Pass, задал Райану ТАСС. «От нас будут новости по этому поводу, но не сегодня», – был ответ. А в прошлом году геймдизайнер Дэвид Яффе, создатель God of War, рассказывал интернет-изданию Video Games Chronicle, что, по его данным, Sony Interactive Entertainment «работает над противодействием Xbox Game Pass».

Надо сказать, что у PlayStation есть несколько подписок с бесплатным доступом к играм. PlayStation Plus доступна еще с 2010 г., а владельцы пятой PlayStation получают ее расширенную версию с еще большим количеством игр. Есть еще и классический стриминговый сервис PlayStation Now, бета-версия которого стартовала в 2014 г. и который доступен пока что только в некоторых странах. Россия к ним не относится.

Но в отличие от подписки Xbox пользователи PlayStation должны покупать новинки, а не получать их в рамках подписки.

Так же скептически Sony Interactive Entertainment относилась к кроссплатформенности, когда в одну и ту же игру могут играть друг с другом владельцы консолей от разных производителей. В прошлом году Райан горячо доказывал Axios, что кроссплатформенность должна появиться в большем количестве игр. На деле о кроссплатформенности договорились Microsoft и Nintendo в 2017 г. и затем давили на Sony Interactive Entertainment, чтобы та к ним присоединилась. Они даже выпустили рекламу с намеком, где владельцы Xbox One и Switch играют вместе в Minecraft. В сентябре 2018 г. Sony Interactive Entertainment начала делать исключения для отдельных игр, давая им кроссплатформенные опции.

В прошлом году основатель Epic Games Тим Суини раскрыл, что Sony Interactive Entertainment единственная, кто взимает плату со студий за кроссплатформенную игру, если считает, что потеряла часть дохода. Кстати, Bungie отдельно отметила в официальном заявлении, что, несмотря на поглощение компании Sony Interactive Entertainment, ее игры по-прежнему останутся кроссплатформенными.

Также Bungie заверила, что ее будущие игры будут доступны не только на PlayStation. Искушение выпускать хиты эксклюзивно для своей консоли, привлекая тем самым новых пользователей, велико. Но основные игровые компании отходят от этой идеи. Бывший председатель подразделения Sony Interactive Entertainment по созданию игр Worldwide Studios Шон Лейден рассказывал подкасту What’s Up PlayStation, что идея переносить эксклюзивы с PlayStation на ПК обсуждалась еще во время его работы на этом посту во второй половине 2010-х гг.

В 2019 г. на ПК вышел целый ряд эксклюзивов Sony. Но больше всего споров среди поклонников PlayStation вызвал релиз в августе 2019 г. хита Horizon Zero Dawn, появившегося на консолях двумя годами ранее. Райан не собирается останавливаться: в прошлом году на ПК появилась игра Days Gone, доступная на консолях еще с 2019 г., а в январе этого года – God of War (на консолях вышла в 2018 г.).

Эта игра четыре недели была лидером продаж в магазине Steam – раньше игры Sony Interactive Entertainment удерживали 1-е место не более недели.

Вопрос теперь в том, решится ли Sony Interactive Entertainment выпускать свои игры одновременно на консоли и ПК, как это уже несколько лет делает Microsoft.

Без выпуска игр для устройств, которые произведены не Sony, сложно будет добиться исполнения мечты Райана. Он говорил в интервью GamesIndustry: «Я хотел бы увидеть мир, в котором сотни миллионов людей наслаждаются нашими играми». Ведь песнями и фильмами может очаровываться практически безграничная аудитория, замечал Райан: «А я считаю, что ряд произведений искусства, которые выпускают наши игровые студии, – это одни из лучших развлечений, когда-либо появлявшихся в мире <...> То, что их аудитория ограничивается 20–30 млн человек, разочаровывает меня».