Шорт на $8 млрд

Сян Гуанда создал крупнейшего в мире производителя первичного никеля, но прославился игрой на бирже
Future Publishing via Getty Images

Никель не торгуется на Лондонской бирже металлов (LME) со вторника, 8 марта, – во многом из-за просчета одного-единственного миллиардера. Еще в пятницу, 4 марта, тонна этого металла стоила дешевле $30 000. Но наступил понедельник, и котировки пробили исторический рекорд июня 2007 г. в $46 800 за тонну. Во вторник они перевалили за немыслимые $100 000. После этого биржа приостановила все операции с никелем и отменила совершенные в тот день сделки – по подсчетам Bloomberg, на сумму около $3,9 млрд. Как шутил Fortune, в тот день можно было легко разбогатеть: собрать никелевые пятицентовики США и продать на металлолом по 16 центов за штуку. Торги должны возобновиться сегодня.

Поначалу стоимость никеля росла на фоне опасений, что сократится экспорт этого металла из России, пишет The Wall Street Journal. Но не факт, что дело бы дошло до столь резкого взлета котировок, если бы крупнейший производитель первичного никеля – китайская Tsingshan Holding Group не держала короткие позиции по этому металлу. Получилась классическая ситуация короткого сжатия (short squeeze, когда цена актива неожиданно и резко возрастает, держатели коротких позиций вынуждены их закрывать или вносить дополнительное обеспечение). По данным Bloomberg от 10 марта, у Tsingshan было открыто коротких позиций на 150 000 т никеля. WSJ оценивает потери компании (на тот момент в основном бумажные) в $8 млрд.

Вот так на прошлой неделе основатель Tsingshan Сян Гуанда внезапно стал известен далеко за пределами рынка металлов, хотя это вряд ли та слава, которой он хотел бы. В своей отрасли Сян хорошо известен под прозвищем Большой человек (Big Shot). Он не в первый раз двигает рынок. В 2019 г. его Tsingshan разогнала цены на никель, скупив огромные запасы этого металла в преддверии очередного запрета на экспорт необработанного никеля из Индонезии. А в начале 2021 г. Сян, наоборот, спровоцировал краткосрочное падение котировок, заявив о внедрении более дешевой технологии при изготовлении аккумуляторов электромобилей.

«Отличная китайская компания»

У Сяна есть одна слабость, цитирует FT мнение экспертов: «Его ахиллесова пята, как и у многих успешных бизнесменов в Китае, – стремление ставить все на одну лошадь. Думаю, он считал себя самым информированным на рынке и хотел заработать на этом». Но просчитался.

Сян начал делать ставки на понижение стоимости никеля еще в прошлом году, сообщают источники Bloomberg. У него были для этого все основания. За последние 12 месяцев никель подорожал более чем на 25%. Магнат считал, что имеет беспрецедентное влияние на рынок, так как является одним из крупнейших игроков отрасли со сверхнизкими затратами. Себестоимость тонны никеля на его мощностях в Индонезии – всего $10 000. Проблема в том, отмечает Fortune, что производимый им никель не соответствует стандартам качества LME и не может торговаться на ней.

Кроме последствий операции России на Украине напряженность на рынке никеля усугубилась тем, что Сяну противостоял крупный игрок, который по состоянию на прошлый месяц контролировал от 50 до 80% варрантов на никель (LME сообщает не точные цифры, а диапазон и не раскрывает название компании). Bloomberg считает, что этот игрок – Glencore.

Тем не менее, хотя Сян терпит огромные бумажные убытки, он не собирается отказываться от игры на понижение, рассказывают источники FT. Он по-прежнему верит, что никель подешевеет, и договорился о кредитах с рядом китайских и западных банков, чтобы внести обеспечение по коротким позициям. Также китайское правительство может прийти на помощь Сяну, обменяв запасы низкосортного никеля, которыми владеет компания, на никель из своих запасов, соответствующий стандартам LME, и дав тем самым Сяну возможность расплатиться по контрактам, продолжают источники FT.

А если никель останется дорогим, то Сян сможет отбить потери за счет увеличившейся выручки своей компании, добавляет Nikkei. Tsingshan в 2019 г. выпустила 330 000 т никеля и 10,65 млн т нержавеющей стали. Группа не раскрывает финансовые показатели. Но Nikkei обращает внимание на раскрытие информации австралийского бизнес-партнера Tsingshan по добыче никеля Nickel Mines. Тот сообщает, что выручка Tsingshan в прошлом году составила 352 млрд юаней ($55,7 млрд). Состояние самого Сяна Forbes оценивает в $1,2 млрд, а шанхайский исследовательский институт Hurun – в 26,5 млрд юаней, или около $4,2 млрд.

Сам Сян прокомментировал китайскому новостному агентству Yicai, что у Tsingshan все в порядке: «Нам много звонят с вопросами. Tsingshan – отличная китайская компания, нет никаких проблем с нашими операциями на бирже».

Рыболов делает двери

Сян родился в 1958 г. в г. Вэньчжоу (провинция Чжэцзян), известном тем, что оттуда вышло немало предпринимателей, пишет FT. «Самые трудолюбивые люди в мире – китайцы, а самые трудолюбивые китайцы – жители Вэньчжоу», – объяснял Сян китайскому интернет-изданию Inews. Но надо заметить, что Tsingshan – единственное предприятие Вэньчжоу, вошедшее в список Fortune 500, отмечает это издание.

Его родители были простыми рабочими, и сам Сян начинал карьеру в 1980 г. как судовой механик госпредприятия Wenzhou Ocean Fishery Company. Работу на государство в Китае называли «железной чашей для риса». Подразумевалось, что это гарантированная занятость и кусок хлеба независимо от производительности труда. Но у Сяна были большие амбиции. Он дорос до начальника мастерской, а потом стал приглядываться к частному бизнесу. Его родственник Цзян Цзэминь (не будущий генсек, а его полный тезка) в 1986 г. решил открыть мастерскую по производству автомобильных дверей и окон. Ни один банк не рискнул дать ему кредит, и Цзян кинул клич по друзьям и родне – скинуться на стартовый капитал. Сян, его жена и другие откликнувшиеся собрали сумму, эквивалентную $107 000. Это были огромные деньги. «Позже, вспоминая те годы, мы сами удивлялись – мы были бедны, у нас почти ничего не было, и решиться на это было страшно», – рассказывала жена Сяна в интервью для сайта Национального университета Сингапура.

Двери и окна новой мастерской были дешевле импортных и достаточно качественны. Цзэминь получил заказы от многих автозаводов, в том числе от старейшей китайской автомобилестроительной компании FAW. Так Сян заработал первое ведро золота в своей жизни, образно говорил он. В 1988 г. Сян бросил работу на рыболовном предприятии, чтобы посвятить себя семейному бизнесу, который работал под вывеской Zhejiang, а позже был переименован в Tsingshan Holding Group. Металлом компания обеспечивала себя сама, используя для получения нержавеющей стали никелевый чугун – китайцы стали пионерами по его промышленному применению в качестве дешевой альтернативы чистому никелю.

Мощностей было более чем достаточно: в 1989 г. Zhejiang вместе с FAW инвестировала в строительство сталепрокатного производства в Вэньчжоу. Компании думали выпускать из его металла колесные диски, но качество оказалось нестабильным, а спрос недостаточным, и производство дисков было закрыто.

В 1992 г. Сян был с деловой поездкой в Германии, и на него снизошло озарение. BMW и Mercedes-Benz не передавали на аутсорсинг производство дверей для своих машин. Китайские автозаводы рано или поздно последуют их примеру. Сян решил переориентировать компанию на выпуск нержавеющей стали. Тогда большая часть этого металла импортировалась в страну. Вернувшись на родину, он первым делом поехал на Тайюаньский сталелитейный завод и сумел переманить к себе в Вэньчжоу ряд специалистов. На малой родине Сяна в ту пору было много частных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию из металла, но компания Сяна и родственников стала одной из первых, кто предлагал им сырье. Как раз в 1992 г. Дэн Сяопин совершил свое знаменитое турне по югу Китая, подстегнув застопорившийся было экономический рост, спрос на нержавейку пошел вверх, и Сян оседлал эту волну.

Успех Сяна объясняется не только своевременным выходом на рынок, но и его стремлением к специализации, считает Inews. В середине 2000-х гг. спрос на металл пошел вниз, и многие сталелитейные компании принялись диверсифицироваться, как правило пытаясь заработать на быстро растущем секторе недвижимости. Сян вкладывал только в металлургию. «Чем проще компания, тем она лучше, – считал сам Сян. – Когда вы упоминаете Mercedes-Benz, все понимают, что речь об эталоне автопрома. Когда вы говорите Apple, все знают, что эта компания хороша в производстве электроники, а Coca-Cola специализируется на напитках».

В 2016 г. выручка Tsingshan впервые превысила 100 млрд юаней, пишет Inews. В 2019 г. эта цифра достигла 262,6 млрд юаней, сделав Tsingshan крупнейшей частной сталелитейной компаний Китая, а в 2020 г. составила 290,8 млрд юаней.

Экспансия в Индонезию

Никелевую руду для выплавки нержавеющей стали Сян покупал в Индии, США, Зимбабве и других странах. В 2008 г. он впервые инвестировал в никеледобывающие активы в Индонезии. Потом наращивал инвестиции в этой стране, что многие на рынке посчитали сумасшествием – пока Индонезия не объявила в первый раз о запрете на экспорт никелевой руды в 2014 г., пишет FT. Источники газеты говорят, что у Сяо хорошие отношения с генералом Лухутом Бинсаром Панджайтаном, правой рукой президента Джоко Видодо.

Два года назад в речи перед сотрудниками Сян вспоминал, что в 2008 г. весь никель, который использовали китайские металлурги, закупался ими у иностранцев: «Если мы хотели развивать производство нержавеющей стали, надо было решать проблему дефицита никеля». Вот почему он решил, что Tsingshan сама должна добывать никель. В 2010 г. у него состоялся разговор с русским бизнесменом, имя которого он не раскрывает. «Сколько тонн никеля ты планируешь получать?» – спросил тот. «Около 100 000 т», – ответил Сян. «Ну тогда тебе нужно будет стать долгожителем, – пошутил русский. – Как минимум дожить до 100 лет, иначе ты не достигнешь показателя в 100 000 т. В России никель производят 50–60 лет и только сейчас вышли на 200 000 т с лишним». Tsingshan стала крупнейшим производителем первичного никеля в мире за 10 лет, в 2018 г.

Частные предприятия в Китае не могут конкурировать с государственными во многих областях, говорил в своей речи Сян, поэтому для их успеха необходимо особое внимание уделять вопросам технологий. Он гордится своими инновациями – например, технологией, в которой совмещено использование электрической сушильной печи с вращающимся подом аргоно-кислородного обезуглероживания.

Сейчас группа активно развивает производство аккумуляторов для электромобилей. По данным S&P Global, 70% производимого в мире никеля идет на выплавку нержавеющей стали, а на производство аккумуляторов – только 5%. Несмотря на это, в марте прошлого года Tsingshan сумела обвалить цены на никель на 20% за два дня, объявив о новой технологии получения никелевого штейна, используемого при производстве аккумуляторов. Технология Tsingshan позволяет почти любому сталелитейному заводу переключаться с литья никелевого чугуна на литье никелевого штейна и обратно.

Сян до сих пор работает без выходных и праздников. Когда иностранцы удивляются этому, он объясняет: «Мы не можем сравнивать современных нас [китайцев] и вас. С тех пор как Китай стал открытой страной, встал на путь реформ и развития, прошло всего 40 лет. Европа развивается уже века. Мы – первое поколение, а вы – десятое, живущее богато. Ваши предки были трудолюбивы и не боялись смерти. Если уж кого и сравнивать с современными китайцами, так это прадедов ваших прадедов».