Казахстан переориентирует грузы на Каспий и в порты Латвии

Эксперты считают эти планы дорогостоящими и сложно реализуемыми
В 2021 г. объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах ОТЛК ЕРА составил 692 500 TEU, на 27% больше, чем в 2020 г. / PIXABAY

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана проработало альтернативные маршруты перевозки экспортных и транзитных грузов, заявил 29 марта глава ведомства Каирбек Ускенбаев. По его словам (их привела пресс-служба правительства страны), речь идет об «оперативных мерах по предотвращению разрыва логистических цепей поставок грузов». «Экспортные грузы переориентируются на латвийские порты и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)», – сказал министр.

В рамках ТМТМ, по словам Ускенбаева, с Азербайджаном, Грузией и Турцией достигнута договоренность по созданию СП на маршруте по аналогии с ОТЛК ЕРА (СП железных дорог Белоруссии, Казахстана и России). Для наращивания грузопотока по ТМТМ планируется создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны в казахстанском порту Актау на восточном побережье Каспия. Этим проектом, следует из сообщения правительства Казахстана, интересуется сингапурская компания PSA International.

Предполагается привлечь парк крупных международных контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC и Cosco Shipping. «В текущем году объемы перевозок через морские порты Актау и Курык намечено довести до 10 млн т с учетом переориентации порядка 4 млн т экспортных грузов», – сказал Ускенбаев.

Что такое Транскаспийский маршрут

ТМТМ проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы. Ключевым инфраструктурным проектом является железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, которая была введена в 2017 г. В 2019 г. по ТМТМ начато регулярное фидерное сообщение на участке Актау – Баку – Актау. В 2022 г. планируется запуск фидерной линии на Черном море. Сегодня по ТМТМ курсируют контейнерные поезда с адипиновой кислотой, товарами народного потребления, орехами и семенами подсолнечника из КНР в Турцию, поезда с томатной пастой в Италию, идут перевозки ферросилиция из Казахстана в Турцию и транзитом через грузинские порты в Европу, перевозки цветных металлов из Узбекистана и Таджикистана в Турцию и т. д.

Транзитные перевозки грузов через Россию осложнились еще с началом пандемии коронавируса в 2020 г. Проблемы были обусловлены рекордным ростом ставок фрахта судов, пробками на железных дорогах и на автомобильных пограничных пунктах. С 24 февраля 2022 г., когда началась специальная военная операция РФ на Украине, ситуация усугубилась. 1 марта Европарламент принял антироссийскую резолюцию с требованием «закрыть порты ЕС для российских судов» и «отказать в доступе во все порты ЕС судам, последний или следующий порт захода которых находится в РФ». От работы с российскими грузами отказались крупнейшие контейнерные линии Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd и др. Грузовой транзит идет в основном по железной дороге, но и здесь есть сложности: логистические компании заявляли об отказе китайских и европейских грузоотправителей из-за нестабильного курса рубля и опасений за безопасность грузов.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напоминает, что ТМТМ функционирует с 2017 г. и в 2017–2020 гг. по маршруту было перевезено суммарно 3,9 млн т грузов. «Это очень мало, хотя формально маршрут предназначен для транспортировки контейнеров, поэтому стоимость грузов может быть высокой», – добавил он. По данным международной ассоциации ТМТМ, в 2021 г. объем контейнерных перевозок по маршруту составлял 25 200 TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

В 2021 г. транзитные перевозки грузов по сети РЖД составили более 33 млн т (максимум с 2012 г.), а в контейнерах – свыше 9 млн т. По словам представителя РЖД, перевозки экспортных и транзитных грузов из Казахстана по сети РЖД «продолжаются и имеют тенденцию к росту». «Наши казахстанские коллеги являются акционерами компании ОТЛК ЕРА и так же, как и мы, заинтересованы в ее развитии», – сказал он.

В 2021 г. объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах ОТЛК ЕРА составил 692 500 TEU, на 27% больше, чем в 2020 г. За год в Европу было перевезено 439 500 TEU (+26%), в направлении Китая проследовало 25 300 TEU (+27%).

Источник «Ведомостей» в крупной операторской компании считает, что быстрая переориентация перевозок из Казахстана на ТМТМ «в настоящее время видится малореализуемой». «Объем перевозок по маршруту ограничен мощностями перевалки через Актау, которые уже загружены на 70–80%», – отметил он. Собеседник издания напомнил, что, по сообщениям «Казахской железной дороги», в 2021 г. перевалка контейнеров по всем направлениям составила 27 600 TEU при мощностях порта в 35 000 TEU.

По мнению Гришунина, с учетом дефицита и роста стоимости морских контейнеров и проблем с судоходством в Черном море из-за минирования украинскими военными стоимость перевалки и срок доставки по ТМТМ «будет значительно ухудшать его привлекательность».

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавил, что планы казахстанских властей могут привести к сокращению оборотов взаимной торговли между РФ и Казахстаном. Он добавляет, что цель Казахстана по переориентации грузов на латвийские порты «выглядит необычно, ведь традиционный маршрут к ним все равно проходит через РФ». Гришунин добавляет, что использование латвийских портов необходимо в основном самой Латвии, которая «полностью лишилась белорусского и российского транзита». «Предложенные логистические решения представлены для формального соответствия требованиям европейских контрагентов. Реальные грузы будут идти прежним путем, но через другие юрлица вне европейской юрисдикции», – предположил он.

По оценкам Гришунина, финансовые потери России от планируемой переориентации грузопотоков составят менее 20 млрд руб. в год, что в масштабах РЖД «незначительная сумма».

«Ведомости» направили запросы в ОТЛК ЕРА, крупнейшим российским контейнерным операторам и в Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок. Министерства транспорта, железнодорожные администрации и портовые компании Казахстана, Азербайджана, Грузии и Латвии на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера не ответили.