Спрос на операции по коррекции зрения вырос за месяц на 20%

Это связано с подорожанием и дефицитом линз и очков
Повышенный спрос наблюдался и на традиционную оптику/ Евгений Разумный / Ведомости

Число операций по лазерной коррекции зрения в центре офтальмологии группы «Медси» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) за последний месяц увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщил «Ведомостям» ее главный специалист по офтальмологии Александр Трубилин. Он уточнил, что за этот период проведено более 100 таких процедур. Такую тенденцию подтверждает и директор по коммуникациям сети «РЖД-медицина» Александр Милых, который говорит, что количество обращений от желающих улучшить зрение в клиниках компании стало ощутимо больше. Конкретные цифры он назвать затруднился, сообщив лишь, что спрос вырос не только в Москве, но и в регионах (там у «РЖД-медицины» 16 офтальмологических больниц).

Примерный срок ожидания операции, по его словам, сейчас составляет месяц.

Многие клиенты радикально подходят к вопросу коррекции зрения, наблюдая рост цен на контактные линзы и определенный дефицит с оптикой, пояснил Трубилин. Милых тоже связывает резко увеличившуюся востребованность этой процедуры с подорожанием линз. «Это полностью импортируемый продукт, в Россию их поставляют американские и британские компании», – уточняет представитель одного из крупнейших в стране специализированных интернет-магазинов – Ochkov.net Александр Гнездилов.

В 2021 г. импорт контактных линз в Россию вырос на 38,5% к предыдущему году, его объем составил 10,7 млрд руб. без уплаты таможенных пошлин и сборов, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, на пять из 32 поставщиков – Johnson & Johnson, Bausch & Lomb, Cooper Vision, Alcon и Ciba Vision – суммарно приходится 91,5% всех поставок, все это американские компании. Причем Johnson & Johnson 29 марта заявила о приостановке поставок средств личной гигиены. В то же время на сайте бренда контактных линз Acuvue, принадлежащего этой компании, сказано, что такая продукция является медицинским изделием, поэтому компания продолжит их импортировать.

На протяжении последнего месяца клиенты скупали все, что имелось на складах, рассказывает Гнездилов. В итоге, по его словам, с 24 февраля по 24 марта рост спроса на такую продукцию составлял 300–400% по сравнению со среднемесячными продажами годом ранее, а на пике доходил и до 1200%. В марте большинство клиентов покупали линзы и оптику впрок, они хотели успеть сделать это до повышения цен, говорит основатель российского бренда Harry Cooper Махмуд Тамимдаров. По его словам, наблюдался большой ажиотаж вокруг контактных линз, поэтому люди покупали в некоторых случаях чуть ли не годовой запас. Это подтверждают и другие участники рынка.

В аптечной сети «36,6» с 24 февраля по 24 марта было продано 1948 упаковок линз, что на 1182% больше, чем за аналогичный период в 2021 г., и на 209% больше, чем месяцем ранее, сообщил ее представитель. С 1 марта на маркетплейсе «Здравсити» (принадлежит фармдистрибутору ЦВ «Протек») продажи такой продукции утроились по сравнению с последними днями февраля, пик же пришелся на вторую декаду месяца, сказал коммерческий директор ЦВ «Протек» Борис Попов. Впрочем, по его словам, в настоящий момент существенных перебоев с наличием контактных линз уже нет, с 20 марта начался спад продаж, а все показатели возвращаются на уровень конца февраля – начала марта.

Повышенный спрос наблюдался и на традиционную оптику. Оптовые заказы у компании Gresso, выпускающей очки, за месяц выросли на 70% в натуральном выражении к прошлому году на фоне ухода некоторых международных игроков и повышения цен почти в 1,5 раза у оставшихся, рассказал ее руководитель Андрей Калашников. По его словам, фирма планирует увеличить стоимость своей продукции на 12% из-за резкого подорожания немецких линз Zeiss и усложнения логистики. Harry Cooper тоже повысила цены вслед за изменением курса валют на 20–25%, в частности, подорожали сложные прогрессивные линзы, добавляет Тамимдаров. Абсолютные цифры он не назвал.

Пациенты, чувствуя изменение экономической ситуации, стараются быстрее сделать операцию, опасаясь, что эта услуга подорожает или возникнет дефицит расходного материала, объясняет Трубилин. Об этом же говорит и генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк, который добавляет, что для проведения офтальмологических операций используются импортные оборудование и расходные материалы. «Медси» и «РЖД-медицина» пока оказывают услуги по старым ценам, говорят их представители. Прогнозов на будущее они пока не делают. У «Медси», по словам Трубилина, на данный момент нет сложностей с расходными материалами, но на конечную стоимость могут повлиять и другие факторы.

Запросы в «Новый взгляд», Московскую глазную клинику и другие специализированные центры, а также в «СМ-клинику», Европейский медицинский центр и Ozon остались без ответа.