«Яндекс.Маркет» запускает продажи подержанных товаров

Из-за проблем с логистикой такой сервис будет востребован, но недолго
Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс.Маркет» начал продавать товары, бывшие в употреблении, обнаружил корреспондент «Ведомостей». Представитель сервиса эту информацию подтвердил, уточнив, что компания начала сотрудничать с юридическими лицами, у которых есть опыт работы с такими устройствами и вещами. Он уточняет, что выход в этот сегмент поможет «Яндекс.Маркету» заместить часть ассортимента, на который наблюдается дефицит, пока устанавливаются новые каналы поставок и восстанавливаются логистические цепочки. Это также дает сервису возможность привлечь новую аудиторию, в том числе тех, кто привык покупать неновые вещи и товары (например, через «Авито», «Юлу» и проч.). Собеседник «Ведомостей» также добавляет, что партнер компании обязан проверить гаджеты, оценить их состояние и выставить цену, которая может быть до 60% ниже, чем у новой техники. В его обязанности также входит предоставление гарантии с бесплатным ремонтом или заменой на три месяца.

На данный момент «Яндекс.Маркет» продает только подержанные смартфоны, следует из информации на сайте маркетплейса. Позже компания начнет работать и с другими категориями – детскими и спортивными товарами, товарами для дома и ремонта и проч.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что сегмент электроники и техники наиболее востребован у покупателей таких товаров. Только рынок подержанных смартфонов сейчас оценивается в 120 млрд руб., говорит генеральный директор компании Forward Leasing Алексей Гуров. Его объем – 5–6 млн устройств в год. II и III кварталы 2022 г. будут наиболее проблемными для ритейлеров техники и электроники, товарное предложение тут сокращается из-за ухода ряда иностранных брендов, уже возник дефицит и наблюдается резкое повышение цен, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Такой формат, по его словам, на фоне всего этого, а также отказа поставщиков от промоакций, дает возможность покупателям приобретать такие товары дешевле. Бурмистров добавляет, что, несмотря на то что россияне всегда стремились покупать новую технику, сейчас она стоит слишком дорого или отсутствует, а привлекать потребительские кредиты стало невыгодно.

Россияне скупили электронику еще в феврале

Объем продаж электроники в офлайн-рознице в марте, по данным аналитического сервиса «Чек индекс», в денежном выражении был на 47% выше, чем в прошлом году, и на 4% ниже, чем в феврале. Средний чек покупки составил 16 210 руб. (+73% к прошлому году и -7% к февралю).
В онлайне объем продаж в денежном выражении был на 191% выше, чем в прошлом году, и на 10% ниже, чем в феврале. Средний чек покупки составил 22 806 руб. (+92% к прошлому году, -5% к февралю).
Как отмечают аналитики «Чек индекса», в марте продолжился рост объема продаж электронной техники среднего и высокого ценового сегментов, что отразилось на величине среднего чека покупки. Это было особенно заметно в первой половине марта, но затем спрос и объем трат пошли на снижение.

Выгодно это и самим продавцам подержанной техники, отмечает эксперт. Маркетплейсы, по его словам, представляют для них более интересный канал продаж за счет широкой аудитории, чем, например, собственные сайты или офлайновые торговые объекты. Руководитель проекта Content-Review Сергей Половников отмечает, что в таком сервисе заинтересованы две категории продавцов – это уходящие с рынка компании, которым нужна возможность легальной реализации ставшей ненужной электроники, и компании trade-in и сервисные центры. Последние покупали технику для восстановления с оригинальными запчастями для перепродажи, но из-за нарушенных цепочек поставок такую возможность временно утратили.

Новый сервис может быть интересен и ломбардам, считает директор по маркетингу АО «Мосгорломбард» Дмитрий Меликсетян. Он отмечает, что в последние годы доля займов под залог электроники растет, а по классической схеме в случае просрочки такие товары реализуются через торговые залы. Для Мосгорломбарда как крупного продавца подержанной техники схема реализации через маркетплейс может быть куда эффективней, но выйти на эту площадку из-за законодательных ограничений компания не может, а значит, ей нужен партнер, который возьмет на себя смежные услуги (экспертизу, гарантии, верификацию и проч.).

Не все эксперты видят долгосрочные перспективы реализации подержанной электроники на маркетплейсах. Крупные компании, которые заинтересованы в продаже таких товаров, имеют возможности делать это и без агрегаторов (через специализированные trade-in компании. – «Ведомости»), говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он добавляет, что, с одной стороны, спрос на такую технику вырос на фоне разрыва логистических цепочек, но с другой – он уже начал постепенно снижаться и пользователи возвращаются к привычным предпочтениям. «Конкретно для «Яндекс.Маркета» этот проект, скорее всего, будет убыточным», – считает эксперт, объясняя это слишком сильной конкуренцией на рынке и большими рисками мошенничеств на такого рода платформах.

Свой сервис trade-in с 2017 г. развивает «Мегафон» и всплеска спроса на подержанную технику там сейчас не фиксируют, следует из комментария оператора. А «М.видео-Эльдорадо», по словам представителя компании, на данный момент ведет розничные продажи только новой техники. В «Связном» не ответили на запрос «Ведомостей».

В «Авито» не боятся конкуренции со стороны «Яндекс.Маркета». Заместитель генерального директора компании Иван Гуз говорит, что большие маркетплейсы – это серьезные игроки, но классическим онлайн-ритейлерам будет тяжело менять восприятие у покупателей, так как годами формировалось мнение, что они продают только новый товар. Продажи б/у электроники на «Авито» в марте выросли на 47% в деньгах и на 35% в штуках. Абсолютные цифры он не назвал. Представитель сервиса «Юла» заявил, что подержанная электроника – одна из основных категорий, показывающих высокий рост спроса. Количество запросов на нее с начала марта в среднем увеличилось на 35%, а количество проданных устройств – на четверть. Чаще всего люди приобретают смартфоны и планшеты (52%), бытовую технику (19,3%) и компьютеры (16,8%). Средняя стоимость электроники повысилась на 13%.