Западные санкции пока не успели снизить грузопотоки на железной дороге ниже уровня 2021 года

Эксперты отмечают, что маршруты перевозок перестраиваются с европейских направлений на другие
Снижение объемов перевозок может быть значительно выше при полном закрытии европейских границ для российских грузов / Алексей Куденко / РИА Новости

За первые три месяца 2022 г., по оперативным данным, на сети «Российских железных дорог» (РЖД) погрузка, которая традиционно не учитывает транзит и импортные грузы, составила 307,9 млн т, что лишь на 0,2% выше, чем в I квартале 2021 г.

Сильнее всего выросла погрузка кокса – 2,6 млн т (+1,1%), нефтеналивных грузов – 55,4 млн т (+2,2%), железной руды – 29,1 млн т (+1,1%), черных металлов – 18 млн т (+5,8%), цемента – 4,8 млн т (+6,8%), промышленного сырья – 8,3 млн т (+7,5%). Кроме того, в положительную зону, по данным РЖД, вышла погрузка строительных грузов, выросшая на 0,5% до 26,4 млн т.

За первые три месяца 2022 г. сильнее всего снизилась погрузка зерна, которая составила 5,6 млн т (-25%), лесных грузов – 8,9 млн т (-15,4%), цветной руды и серного сырья – 4,3 млн т (-9%), лома черных металлов – 2,9 млн т (-8%), а также химических и минеральных удобрений – 16 млн т (-2,8%). Снижение перевозок угля составило 0,9% – до 91,2 млн т.

В марте погрузка составила 106,7 млн т. Это на 2,4% меньше, чем в тот же месяц 2021 г. На этот месяц РЖД планировала среднесуточную погрузку, по данным источников «Интерфакса», на уровне 3,44 млн т.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в марте на фоне антироссийских санкций сильнее всего просели перевозки угля (-1,3 млн т), нефти и нефтепродуктов (-1 млн т) и удобрений (-0,4 млн т). По словам заместителя гендиректора ИПЕМа Владимира Савчука, падение погрузки наблюдалось преимущественно в направлении портов Северо-Запада и Мурманска «в связи с ограничениями логистики и доступа российской продукции на внешние рынки». Также, по данным ИПЕМа, сократились на 0,6 млн т перевозки лесных грузов, что «связано с политикой России по ограничению экспорта необработанной древесины и повышению глубины переработки внутри страны». Савчук обращает внимание, что в марте отдельные грузы стали активнее перевозить по железной дороге, из-за того что при снижении экспорта она стала доступнее. Прежде всего благодаря этому увеличилась погрузка на сети РЖД строительных грузов, отмечает эксперт. Также выросли перевозки черных металлов, лома, железной руды и прочих грузов.

По подсчетам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, упущенная выгода РЖД от падения погрузки в марте составила 3–5 млрд руб. Основной причиной спада погрузки в РЖД называют прекращение перевозок в направлении Украины, в том числе транзитных.

Они были полностью остановлены после начала 24 февраля 2022 г. специальной военной операции России на Украине. После этого ЕС, США, Великобритания и ряд других стран ввели против России беспрецедентные санкции, предусматривающие в том числе ограничения на импорт и экспорт грузов.

По данным «Infoline-аналитики», перевозки из России в направлении Украины по железной дороге в январе 2022 г. составили почти 2,5 млн т, в структуре доминировали уголь (около 1,4 млн т), руда (0,5 млн т) и нефтеналивные грузы (около 0,2 млн т). Таким образом, по словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, основной вклад в снижение погрузки – это именно прекращение перевозок через Украину.

Гришунин добавил, что риски падения на фоне многочисленных отказов международных [морских] перевозчиков от заходов в российские порты в начале марта казались значительными. Но на практике оказалось, что эффект не так велик, а рост отгрузок стройматериалов позволил во многом компенсировать потери от поставок в адрес украинских портов и потребителей. 

Данных по погрузке отдельных видов грузов за март в РЖД не предоставили. Значительного сокращения погрузки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в марте не фиксировалось. В частности, по словам представителя ОТЭКО (владеет терминалами в порту Тамань), отмечался рост грузопотока. «В марте 2022 г. объем перевалки составил 3,2 млн т. А по итогам I квартала 2022 г. достиг 9,44 млн т, что на 53% выше, чем в I квартале 2021 г.», – добавил он.

Лето под угрозой

Но эксперты прогнозируют ухудшение ситуации с погрузкой на сети РЖД уже в апреле. По мнению Гришунина, переориентировать перевозки угля на восток не получится в связи с перегрузкой данного направления. Он подчеркивает, что поставки угля через западные порты сейчас затруднены из-за многочисленных логистических ограничений со стороны иностранных государств, запрещающих заходы российских судов в порты.

Бурмистров прогнозирует пик снижения погрузки на железной дороге в РФ летом на фоне падения добычи угля, нефти и руды из-за санкций, а также снижения производства у металлургов. «Перевозки в направлении Европы из-за санкций существенно сократятся, а и без того ограниченные возможности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) будут дополнительно снижены в период активных ремонтных работ», – сказал он.

По итогам первого полугодия 2022 г. есть риск снижения погрузки на 3–4%, прогнозирует Гришунин. По его словам, в основном отрицательная динамика ожидается по перевозкам угля и зерновых в адрес западных портов.

«По оперативному прогнозу ИПЕМа, падение во II квартале 2022 г. может составить не более 10% погрузки на сети РЖД в зависимости от сценариев адаптации логистических цепочек к санкционной политике, формирования новых кооперационных связей в промышленности и переключения грузов на железную дорогу с других видов транспорта», – добавил Савчук. Бурмистров считает снижение погрузки на 10% благоприятным сценарием для РЖД.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов прогнозирует по итогам 2022 г. падение объемов погрузки до 20%. «Даже если геополитическая ситуация нормализуется, часть иностранных компаний могут полностью отказаться от российских товаров. Могут пострадать перевозки отечественных энергоносителей, металлопродукции, лесных грузов, удобрений, химпродукции», – сказал он. Транзит грузов через территорию России, по его оценкам, может упасть на 20–30%.

По итогам 2022 г. РЖД ранее прогнозировала рост погрузки на 2,4% до 1,3 млрд т. Новых прогнозов монополия не давала.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, на фоне геополитической напряженности будет происходить перенастройка процессов перевалки на прибалтийские и финские порты. Также появятся схемы доставки грузов в ЕС, в которых будут использоваться промежуточные пункты перевалки, например, в Турции и Грузии (так называемые страны-буферы), добавил он. Семенкин также обратил внимание на закрытие угольных шахт в ЕС, что не позволит быстро отказаться от российского угля, поэтому серьезного падения в тоннаже он не ждет. «Если в ближайшие месяцы будет запущен погранпереход Ленинский – Китай, то это разрядит обстановку на юге Приморского края и позволит везти дополнительные объемы грузов на восток», – добавил Семенкин.

Снижение объемов перевозок может быть значительно выше при полном закрытии европейских границ для российских грузов. Заместитель министра инфраструктуры Украины Мустафа Найем заявлял 4 апреля, что Польша, Латвия, Литва и Эстония в ближайшие 48−72 часа «начнут процесс полной изоляции от России».

«Ведомости» направили запросы в железнодорожные администрации прибалтийских стран и Польши. Крупнейшие железнодорожные операторы РФ и грузоотправители на момент сдачи номера не ответили на запросы.