Продажи товаров для строительства и ремонта в марте выросли в три раза

Россияне опасались возникновения дефицита и повышения цен
Евгений Разумный / Ведомости

Если сравнивать с 2021 г., то в марте продажи товаров для строительства и ремонта в сети «Петрович» (второй по обороту российский DIY-ритейлер) в Москве выросли втрое, в Петербурге – вдвое. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал генеральный директор этой компании Евгений Мовчан. Похожие цифры и у другого ритейлера – «Всеинструменты». Председатель совета директоров онлайн-гипермаркета Виктор Кузнецов говорит, что продажи товаров клиентам-физлицам в марте выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом продажи юрлицам, по его словам, были стандартными для этого периода времени.

О росте спроса на товары для строительства и ремонта в 2,5–3 раза у лидеров рынка и в 2 раза для ритейлеров поменьше говорит и генеральный директор Infoline Иван Федяков. Трехкратный рост продаж в первой половине прошлого месяца к февралю зафиксировал и Ozon, рассказала на одном из форумов руководитель категории DIY этого маркетплейса Анна Карпова. Схожую динамику продаж подтвердил и руководитель категории DIY Wildberries Евгений Квасов. Абсолютные цифры никто из них не назвал, а в Leroy Merlin и вовсе отказались от комментариев.

С одной стороны, люди опасаются роста цен, а с другой – дефицита, поэтому покупают впрок, объясняет Мовчан. Кузнецов добавляет, что люди переживали, как бы не потерять деньги, и вкладывали их в товары. Ажиотажный спрос формировали те потребители, у которых в данный момент идет ремонт или строительство, считает Федяков. С ним согласен и Мовчан, по его словам, число клиентов небольшой, но существенно увеличился средний чек. По данным аналитической платформы «Чек индекс», средний чек в DIY-категории в марте составил 12 393 руб., а это на 74% выше, чем годом ранее. Причем в онлайне этот показатель оказался еще выше – 20 256 руб. (+76% год к году). Рост среднего чека обеспечен большим, чем обычно, объемом покупок за одно посещение торговой точки, объясняет представитель «Чек индекса». А на рост объемов продаж (+18% по сравнению с прошлым мартом и +24 к февралю) товаров для ремонта и дачи повлияли в основном потребности новоселов квартир и дачников. Способствовала росту продаж садовых товаров и более ранняя в сравнении с прошлым годом весна. По данным «Чек индекса», больше всего россияне покупали строительные сухие смеси, средства для покраски и косметических работ (клей, краски, обои и др.), ручной и электроинструмент для работы на даче и в саду.

Пик ажиотажного спроса на строительные товары после начала спецоперации на Украине пришелся на первую неделю марта, говорит Федяков. По его словам, некоторые сети, включая Leroy Merlin, а также работавший на тот момент OBI вводили ограничения на максимальную сумму одного заказа, чтобы помешать перекупщикам. Тем не менее полностью предотвратить дефицит ряда строительных материалов им не удалось, резюмирует эксперт.

Все отделочные материалы, а также некоторые виды теплоизоляции и цементные смеси раскупались буквально «с колес», подтверждает Мовчан. Сложившаяся ситуация привела к двукратному и более росту цен на такие товары, что, в свою очередь, охладило потребительскую активность, добавляет Федяков. Как итог, на конец марта – начало апреля пришелся спад продаж на 5% в среднем по рынку. Кузнецов также говорит, что в последнюю неделю марта продажи вернулись на стандартный сезонный уровень.

Федяков тоже считает, что в ближайшие месяцы из-за повышения ставок по кредитам ипотечный рынок упадет на 30–40%, а это потянет за собой рынок DIY. По этой причине он ожидает снижения продаж в натуральном выражении. Но, по его словам, спрос в этом сезоне может поддержать индивидуальное жилое строительство – этот сегмент почти не зависит от ипотеки и в условиях, когда по разным причинам никто не поедет за границу, многие вернутся к идее загородного отдыха.