Правительство расширит число пунктов пропуска для экспорта пиломатериалов

В отрасли жалуются также на нехватку контейнеров и сложности с транспортом
Несмотря на рост затрат на логистику, у производителей Северо-Запада России нет других вариантов, кроме перенаправления поставок/ Вова Жабриков / URA.RU / ТАСС

Правительство предложило расширить количество пограничных пунктов пропуска для экспорта пиломатериалов. Такая мера содержится в дополнительном перечне мер к плану поддержки экономики в условиях санкций (документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Число пунктов пропуска для экспорта пиломатериалов (ТН ВЭД 4407) будет увеличено до 1 января 2024 г. В качестве ответственных исполнителей указаны Минпромторг, Минтранс и ФТС. Они должны были представить свои позиции в правительство к 14 апреля.

Сейчас для экспорта продукции леспрома открыто 69 пунктов (23 автомобильных, 18 железнодорожных, два смешанных, 25 морских и один речной). 31 пункт находится на границах со странами, куда поставки затруднены из-за политической ситуации, это члены ЕС, Норвегия и Украина.

Представитель Минпромторга сообщил, что еще в марте министерство разработало проект постановления правительства об увеличении числа временных пунктов пропуска для экспорта продукции леспрома с 69 до 105. Проект предусматривает возможность вывоза пиломатериалов, пеллет и брикетов, отметил он. Постановление позволит создать наиболее комфортные условия для логистики и оптимизации маршрутов поставки, а также снизить затраты экспортеров, говорит собеседник.

В тексте проекта постановления, с которым ознакомились «Ведомости», пиломатериалы отсутствуют, но в пояснительной записке говорится, что документ предусматривает возможность вывоза «через все возможные пункты» древесной щепы, брикетов и пиломатериалов. Разработанный Минпромторгом проект предполагает увеличение пунктов пропуска лишь до 1 мая 2023 г.

Кроме того, из 19 дополнительных сухопутных пунктов лишь два – в направлении стран Азии (Амурзет в КНР и Хасан в Северную Корею). Остальные расположены на границах с «недружественными» Финляндией, Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей. Также предполагается возможность экспорта через 17 дополнительных морских пунктов, но лишь четыре из них расположены на востоке России – Александровск-Сахалинский (Сахалинская обл.), Де-Кастри (Хабаровский край), Пластун и Славянка (оба – Приморье). Представитель Минпромторга пояснил, что проект внесен в правительство и оно определит окончательный список пунктов.

Представитель ФТС отметил, что «вопросы расширения перечня пунктов пропуска для данной товарной позиции в компетенции ФТС не находятся». Представитель Минтранса сказал «Ведомостям», что по этому вопросу «пока нет понимания».

По данным ФТС, в 2021 г. Россия экспортировала 17,3 млн т пиломатериалов на $6,2 млрд. Поставки в основном шли в Китай (9,3 млн т на $2,7 млрд), Узбекистан (1,4 млн т на $317,7 млн), Азербайджан (605 900 т на $123,6 млн), Эстонию (529 800 т на $316,3 млн), Японию (471 900 т на $415,8 млн), Казахстан (466 900 т на $59,9 млн), Германию (443 700 т на $278,9 млн) и Египет (432 800 т на $238,9 млн). На «недружественные» страны в прошлом году пришлось 20,5% от всех поставок – 3,5 млн т на $2,2 млрд.

Производство пиломатериалов в России, по данным Росстата, в 2021 г. составило 30,2 млн куб. м. Большая часть пришлась на Сибирский (12,4 млн куб. м) и Северо-Западный (8,4 млн куб. м) ФО. По данным Lesprom Network, основные экспортеры – группа УЛК, Segezha Group, группа «Титан», «Вологодские лесопромышленники», «Илим Тимбер», «Алтайлес», «Лесресурс» и «Череповецлес». Консультант аналитического агентства WhatWood Игорь Новоселов в числе значимых экспортеров называет также «Лузалес», «Омфал», Приангарский ЛПК, «Краслесинвест» и «ММ-Ефимовский».

Собеседники «Ведомостей» в отрасли подтвердили наличие проблем с экспортом пиломатериалов. Представитель «Краслесинвеста» отметил, что компании известно об инициативе правительства по расширению пунктов пропуска. По его оценке, сложности с экспортом связаны с резким сокращением выдачи разрешений на отправку контейнерных поездов из-за перераспределения части разрешений на грузы из европейской части страны. Необходимы дополнительные погранпереходы в Забайкалье, Хабаровском и Приморском крае, считает собеседник.

Гендиректор компании «Лесозавод 25» (входит в группу «Титан») Дмитрий Крылов сказал «Ведомостям», что сложности в первую очередь вызваны не недостаточным количеством пунктов пропуска, а ограничительными мерами ЕС в отношении транспортно-логистических компаний с российскими грузами и отказами владельцев судов заходить в российские порты. «Запрещаются заходы российских судов в порты Европы, – добавил он. – А отправка пиломатериалов исключительно в контейнерах в направлении погранпереходов Забайкальск, Наушки и Гродеково сильно осложнена пропускной способностью РЖД и самих погранпереходов. Едва ли открытие дополнительных пунктов коренным образом исправит ситуацию».

В других крупных компаниях отрасли не ответили на запросы «Ведомостей».

Из-за сложностей с экспортом в Европу возникла необходимость перенаправления поставок на другие рынки – в Азию, на Ближний Восток и в Северную Африку и действующие пункты пропуска сейчас не справляются с объемами, говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. «В этих условиях любые действия, которые позволяют расширить экспорт, имеют важное значение. И чем больше будет пунктов пропуска и дольше они будут работать, тем лучше», – отмечает эксперт. По оценке Новоселова, экспорт пиломатериалов в Европу из России в 2021 г. достиг 5,2 млн куб. м, это примерно 17% от общего экспорта.

Несмотря на рост затрат на логистику, у производителей Северо-Запада России нет других вариантов, кроме перенаправления поставок, отмечает Богатырев. Разумно открыть дополнительные пункты пропуска в регионах, граничащих со странами СНГ и Китаем, а также морские пункты, которые важны для поставок на Ближний Восток и в Северную Африку, подчеркивает он. Актуальной остается и проблема дефицита контейнеров, которая возникла из-за пандемии, добавляет эксперт. По его оценке, в 2022 г. стоит ожидать падения производства пиломатериалов в России, но оценить его размер сейчас невозможно.

В подготовке статьи участвовали Ксения Потаева и Елена Филимонова