Маркетплейсы пытаются решить проблему с дефицитом ассортимента на своих площадках

«Сбермегамаркет» будет закупать товары у сторонних производителей
В марте российские маркетплейсы потеряли 5,5% продавцов и более 20% ассортимента/ Максим Стулов / Ведомости

Маркетплейс «Сбермегамаркет» создает отдельную структуру «С-мегамаркет трейд», которая будет заниматься закупками товаров у производителей. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель площадки. По его словам, это поможет компании «обеспечить наличие конкурентного предложения по ассортименту и его стоимости». Он добавляет, что сейчас партнеры не могут гарантировать поставки товаров в рамках других моделей сотрудничества (например, когда маркетплейс берет на себя только функцию доставки или все операции с товаром за комиссию).

Коммерческий директор «Сбермегамаркета» Константин Маслов уточняет, что такая схема работы будет временной. По его словам, по мере появления товаров по конкурентным ценам от продавцов закупаемый ассортимент будет сокращаться. В данный момент имеющееся предложение не покрывает спрос, например, в части сезонных товаров, следует из слов генерального директора «Сбермегамаркета» Соломона Кунина. В каких именно категориях, он не уточнил. Но компания ожидает, что к концу II квартала 2022 г. на площадке будет около 5000 единиц закупленного товара (ассортимент маркетплейса сейчас составляет более 4 млн единиц. – «Ведомости»), а к концу года планируется компенсировать проседание во всех основных категориях, кроме одежды, обуви и аксессуаров.

Другие маркетплейсы тоже закупают товары у производителей, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Так, по словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, «AliExpress Россия» начала это делать еще в прошлом году, чтобы закрыть некоторые ключевые ниши в ассортименте, хотя в других странах мира она работает исключительно как посредник. Исторически такую модель использовали Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет», но они постепенно расширяют список сторонних продавцов и ассортимент от них, добавляет эксперт. «Яндекс.Маркет» дополняет число товаров на площадке от партнеров с помощью собственных закупок, подтвердил его представитель. Он добавил, что подход к развитию этого направления точечно адаптируется с учетом спроса и предложения конкретных товаров в отдельных категориях. Сами категории он не уточнил.

Маркетплейсы все больше берут на себя роль ритейлеров, в том числе за счет развития собственных торговых марок (СТМ), говорят эксперты. Так, «Яндекс.Маркет» помимо продуктов длительного хранения, электроники и детских товаров планирует выпустить такие товары и в других категориях, чтобы «создать качественный и доступный ассортимент той продукции, по которой может наблюдаться временное сокращение предложения», говорит представитель компании. Развивать новые направления в СТМ планирует и Ozon. Сейчас под собственными брендами компания продает продукты (Ozon Fresh) и телевизоры (Hartens). В начале апреля она подала заявку на регистрацию новых торговых марок – Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home. Представитель маркетплейса также говорит, что СТМ позволяет заместить выпадающий ассортимент и заполнить недопредставленные ниши. А вот Wildberries отказалась от идеи развивать это направление в 2020 г., так как компания решила направить усилия на развитие онлайн-площадки, говорит ее представитель. Она расширяет ассортимент с помощью программ поддержки предпринимателей, особенно локальных, запуская новые модели поставок со складов продавцов, отменяя плату за хранение товаров на складах маркетплейса, субсидируя скидки и снижая комиссии.

Российские площадки в текущей ситуации приняли антикризисные меры, говорит генеральный директор облачного сервиса «Мойсклад» Аскар Рахимбердиев. Закупки напрямую у производителей, создание товарных остатков и собственных торговых марок, по его словам, позволяют обеспечить стабильность цен и наличие товаров, а также удержать покупателя. Всем площадкам приходится экстренно замещать товары из-за санкций и ухода международных компаний с российского рынка, особенно в категориях электроники, детских товаров, одежды и обуви, отделочных материалов, добавляет Бурмистров. Поэтому таким компаниям, как AliExpress и «Сбермегамаркет», по его словам, для успешной конкуренции в 2022 г., когда на первый план выходит наличие продукции и оперативность доставки, придется увеличить долю продаж собственного ассортимента, особенно в категориях, где существует дефицит предложения. К примеру, у «Сбермегамаркета» по сравнению с другими крупными маркетплейсами сейчас меньше всего продавцов и в ситуации сокращения товаров эта компания начинает резко проигрывать, соглашается партнер Data Insight Федор Вирин. Но, по его мнению, создание отдельного направления для закупки вряд ли решит проблему доступности ассортимента, хотя, возможно, несколько сгладит ее за счет более прицельной работы с наиболее ходовыми категориями. Рахимбердиев добавляет, что сейчас на российский рынок активно идут турецкие, индийские, киргизские, узбекские и другие производители, но пока не понятно, смогут ли они занять место западных брендов. И, по его мнению, есть острая проблема: падение покупательной способности – вот она будет восстанавливаться еще долго.

В марте российские маркетплейсы потеряли 5,5% продавцов и более 20% ассортимента, в частности из-за начавшегося товарного дефицита, пик которого наступит летом, утверждает Рахимбердиев. Такое падение могло произойти в моменте, в том числе за счет ухода иностранных продавцов, считает Бурмистров. Кроме того, по его словам, многие предприниматели, торгующие через маркетплейсы со своих складов, из-за нестабильности поставок и ажиотажного спроса временно скрыли карточки товара, чтобы его хватило на все каналы продаж. Бурмистров также уверяет, что в апреле число продавцов и ассортимент уже восстановились. Сами маркетплейсы пока не раскрывают полных данных о количестве российских и зарубежных продавцов, а также об ассортименте на своих площадках по итогам I квартала 2022 г. Представитель Wildberries сообщил лишь, что с начала года с компанией начали работать свыше 136 000 новых партнеров, а это вдвое больше, чем годом ранее, более 99% из них российские.

У «Сбермегамаркета» количество подключившихся продавцов увеличилось на 274,5%. Его представитель связывает это с экспансией площадки в регионы и интересом к маркетплейсам со стороны предпринимателей в связи с диверсификацией каналов продаж. Зарубежных контрагентов у «Сбермегамаркета» сейчас нет, говорит он. Представители Ozon и «Яндекс.Маркета» отказались предоставлять данные до публикации отчетности. Представитель «AliExpress Россия» отказался от комментариев.