Правительство может продлить заморозку цен и экспортные квоты на удобрения до 2023 года

Целью ограничений называется рост сельхозпроизводства в России
Денис Абрамов / Ведомости

Минпромторг рассматривает возможность продления цен на удобрения в России, сообщило министерство 21 апреля. Вопрос обсуждается «с заинтересованными компаниями и ведомствами», отметил представитель Минпромторга, отвечая на вопрос о возможности продления заморозки до конца года.

Представитель вице-премьера РФ Виктории Абрамченко сообщила, что зампред правительства считает возможным продление фиксации цен на удобрения, а также квотирование их вывоза и на следующий сельскохозяйственный год, т. е. до 1 июля 2023 г. По словам представителя, это связано с «текущей экономической ситуацией, потребностью аграриев в удобрениях для выполнения стратегически важной задачи по росту сельхозпроизводства».

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на заседании правительства 21 апреля также заявил, что в правительстве обсуждается вопрос продления квот на экспорт удобрений. «Сейчас рассматривается <...> формирование плана приобретения минудобрений совместно с Минпромторгом и субъектами [Федерации], а также квотирование экспорта на предстоящий сельхозсезон 2022–2023 гг.», – сказал он (цитата по сообщению пресс-службы правительства). По словам Патрушева, период пикового спроса на удобрения в феврале – марте 2022 г. был пройден без сбоев, во многом это стало возможным благодаря ограничениям на экспорт.

Заморозка цен для российских аграриев действует с 16 июля 2021 г., когда правительство договорилось с производителями удобрений. Первоначально цены были фиксированы до конца октября 2021 г., затем режим продлили сначала до 31 декабря, а потом и до 31 мая 2022 г.

В России также действует ряд ограничений на экспорт удобрений. Еще в ноябре 2021 г. правительство ввело временные ограничения с 1 декабря 2021 г. по 31 мая 2022 г. Для азотных удобрений экспорт ограничивался 5,9 млн т, а для сложных азотсодержащих – 5,35 млн т. В апреле квоты были скорректированы до 5,7 млн и 5,6 млн т соответственно. Ограничения не распространяются на поставку в ДНР, ЛНР, Абхазию и Южную Осетию. Со 2 февраля по 1 мая 2022 г. также действует запрет на экспорт аммиачной селитры.

Мировые цены на азотные удобрения растут с начала 2021 г. Драйверами стали рост спроса на сельхозпродукцию и задержка ввода производственных мощностей. Со второго полугодия 2021 г. дополнительным фактором стал скачок цен на газ, и цены на удобрения достигли многолетних максимумов. По данным аналитики Газпромбанка, только за март мировые цены на карбамид, аммиачную селитру, фосфаты и калий росли на 20–50%, сильнее всего в Европе, Бразилии и США. Цены на карбамид и азотно-фосфорные удобрения (MAP) в портах Балтики выросли в среднем на 30%. Цены в РФ, замороженные летом 2021 г., были в 3–4 раза ниже.

На мировом рынке сейчас дефицит удобрений, который связан с ростом цен на газ, закрытием ряда производств и переориентацией поставок Китая на внутренний рынок, говорит начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. По его данным, карбамид на условиях FOB Балтика сейчас поставляется по $750–800 за 1 т против $300 за 1 т в 2021 г., DAP (диаммонийфосфат) – $950–1000 за 1 т против $450–500 за 1 т, цены на хлористый калий доходят до $1100 за 1 т против $300–350 за 1 т в прошлом году. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что с начала года удобрения на мировом рынке в среднем подорожали на 18%.

По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в России в 2021 г. произведено 58,6 млн т (22% мирового производства) удобрений, экспорт – 37,6 млн т (64% от общего объема поставок). Экспортная выручка российских производителей удобрений в 2021 г. составила $12,5 млрд. Основные производители в России – «Уралхим», «Уралкалий», «Фосагро», «Еврохим» и «Акрон». «Ведомости» направили запросы в компании.

Перед правительством стоит задача продовольственной безопасности, поэтому важно обеспечить поставки удобрений по приемлемым ценам для российского агропрома и продление заморозки логично, говорит Красноженов. Заморозка поможет сдержать продовольственную инфляцию, соглашается Гришунин. Борьба с инфляцией немонетарными мерами сейчас главная задача правительства, без этого инфляция в этом сегменте может достигнуть 30%, отмечает он. Закупки удобрений на текущий посевной сезон аграриями давно сделаны, поэтому продление заморозки может обеспечить приемлемые цены уже к следующему сезону, добавляет аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Внутренний рынок в отраслях, где высока доля экспорта, коррелирует с ценами на внешних рынках, напоминает Калачев. Для сдерживания роста цен можно, как предлагает ФАС, выводить продукцию на товарную биржу и вводить квоты на продажу там доли продукции, отмечает аналитик. Это более рыночный механизм, но нет уверенности, что он будет работать с удобрениями, спрос на которые имеет сезонные колебания, говорит Калачев. Удобрения – пока небиржевой товар на глобальном рынке и ориентирами в основном являются цены FOB в морских портах, напоминает он.

Говорить о негативных последствиях для российских компаний в случае продления заморозки цен не стоит, считает Красноженов. У них очень невысокая себестоимость производства и нельзя сказать, что сейчас они поставляют удобрения на внутренний рынок по низким ценам, говорит эксперт. «Поставки на экспорт продолжаются, в том числе и в Европу, где решается вопрос с логистикой. В условиях дефицита удобрений найти потребителей несложно – и в Азии, и в Латинской Америке», – добавляет он.

Но, по мнению Гришунина, ситуация не является безболезненной для российских производителей удобрений. Он поясняет, что рынки ЕС и США были премиальными для экспортеров и при переориентации поставок в Азию и Латинскую Америку они будут вынуждены предоставлять скидки и нести дополнительные затраты из-за смены логистики. Если экспорт российских удобрений из-за ограничений на перевозки снизится, это будет способствовать дальнейшему росту [мировых] цен, говорит Калачев. По его словам, пока непонятно, сможет ли рост прибыльности экспорта в сочетании с заморозкой внутренних цен компенсировать это снижение.