«Монгольская смесь» может позволить России обойти западные санкции

Улан-Батор вернулся к идее экспорта угля через российские порты Дальнего Востока
У Монголии нет выхода к морю, и страна может поставлять уголь на рынки АТР только транзитом через Китай или через дальневосточные порты России/ Андрей Гордеев / Ведомости

Монголия планирует использовать российские порты Приморья для торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сообщила 26 апреля пресс-служба губернатора Приморского края Олега Кожемяко по итогам его встречи с чрезвычайным и полномочным послом Монголии Улзийсайханы Энхтувшином. Дипломат, слова которого тоже приводит пресс-служба, пояснил, что речь идет о транзите монгольских грузов через южные порты края, в первую очередь через Восточный порт (подконтролен «Кузбассразрезуглю», КРУ).

Из-за жестких карантинных ограничений, вводившихся в Китае на фоне пандемии, монгольский экспорт резко падал, что негативно сказывалось на экономике страны. Так, в марте 2022 г. экспорт монгольского угля упал на 42% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. Но, по словам Энхтувшина, коронавирус и «последующие события» добавили сложностей в доставке импортных грузов. «Сегодня мы смотрим на морские порты Приморского края как на решение наших транспортных вопросов», – подчеркнул он.

У Монголии нет выхода к морю, и страна может поставлять уголь на рынки АТР только транзитом через Китай (более 1000 км до побережья) или через дальневосточные порты России (около 5000 км по Транссибу). Китайский маршрут с точки зрения логистики проще: от крупнейшего месторождения Монголии Таван-Толгой около 80 км до границы с Внутренней Монголией (провинция КНР), где начинается железная дорога, ведущая в порты Китая. Улан-Батор уже пытался диверсифицировать маршруты через дальневосточные порты России. В 2010 г. Восточный порт грузил пробную партию угля с Таван-Толгоя. В 2017 г. Монголия снова вернулась к идее экспорта через Восточный порт. Тогда речь шла о поставках более чем 70 000 т в месяц. А в 2018 г. Монголия заявляла о планах по строительству морского терминала в Приморском крае.

По словам эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, Монголия – крупный экспортер коксующегося угля. По оценке Международного энергетического агентства, страна в 2021 г. экспортировала 23 млн т (7% от мирового экспорта коксующихся углей). Родионов отметил, что в 2021–2022 гг. в Монголии должна была начаться активная фаза трех добычных проектов – Nuurstei мощностью 1 млн т в год, Ovoot (10 млн т), Shinejinst (3 млн т), а на Таван-Толгое предполагалось расширение мощностей до 19 млн т в год. По словам эксперта, с выходом этих проектов на пик Монголия сможет более чем удвоить экспорт коксующегося угля.

Для угля нет свободных путей

Но экспорт через российские порты затруднен из-за загруженности железнодорожных мощностей, востребованных российскими угольщиками. Ранее дефицит мощностей был и у стивидоров, но в последние три года ситуация изменилась. Согласно презентации УГМК (управляющая компания КРУ), профицит портовых мощностей России в 2021 г. составил 140,5 млн т, терминалы загружены на 57%. По Дальнему Востоку недозагрузка составила 74 млн т, потери Восточного порта от недозагрузки за последние три года составили 86,5 млн т. В 2021 г. терминал обработал 25,5 млн т.

По данным Ассоциации морских торговых портов, за I квартал 2022 г. грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 53,5 млн т (вырос на 0,9% к тому же периоду 2021 г.), из них сухие грузы – 34,1 млн т (-1,3%), наливные – 19,4 млн т (+4,8%). Грузооборот Восточного порта составил 19,8 млн т (+5,3%), порта Ванино – 8,8 млн т (-5,3%), Находки – 6,2 млн т (-11%), Владивостока – 7,6 млн т (+8,6%).

«Дальнейшее развитие угольной отрасли и портов будет зависеть от сроков и темпов реализации инвестпрограммы РЖД», – отмечала директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская на февральской конференции «Argus уголь». Наиболее сложная ситуация, по мнению Ольховской, с пропускной способностью сложилась на участке Хабаровск – Смоляниново – Находка.

РЖД уже несколько лет ведет модернизацию Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Инвестиции монополии в проект в 2022–2024 гг. должны составить около 700 млрд руб. В итоге предполагалось увеличить провозную способность маршрутов до 180 млн т грузов в год (в 2021 г. – 144 млн т). В феврале 2022 г. Минтранс ожидал роста перевозок по Восточному полигону по итогам года почти на 10% до 158 млн т.

В РЖД и УГМК на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на сегодня логистические проблемы не решены и новый маршрут [из Монголии] только усугубит загруженность Восточного полигона. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что полностью отвергать идею перевозки монгольских грузов через российские порты не стоит, но требуется глубокая оценка эффективности этого маршрута. Помимо угля, по его словам, из Монголии в порты могут идти руда, лесные грузы, пищевая продукция, а обратно – машины и оборудование, потребительские товары, химическая продукция, зерно.

Но если рассмотреть строительство железной дороги от Кызыла в Туве (Россия) до действующей основной ветки Монголии и ее ответвления до Таван-Толгоя, то такой маршрут был бы полезен, считает управляющий директор НРА Сергей Гришунин. Реализация потребует более $8 млрд, а сроки строительства растянутся лет на восемь, говорит он. «Более оперативным решением была бы достройка второго пути Улан-Баторской железной дороги, – отмечает эксперт. – Ее длина всего 1800 км и инвестиции вряд ли превысят 1–1,5 млрд руб. Это бы вдвое повысило ее пропускную способность и позволило увеличить поставки монгольского и российского сырья в Китай».

«Монгольская смесь»

Но не исключено и использование монгольского угля для противодействия режиму санкций против России в ситуации блокады российских энергоресурсов недружественными странами. Источник в угольной компании напомнил, что некоторое время назад были подозрения, что северокорейский уголь смешивается с углем российских компаний, чтобы избежать санкций (тогда речь шла о санкциях против Пхеньяна. – «Ведомости»).

В 2017 г. КНДР как минимум трижды отправляла уголь в Россию, который затем был переправлен в Южную Корею и Японию, что «может свидетельствовать о нарушении международных санкций ООН», писало Reuters со ссылкой на три источника в западноевропейской разведке. По их информации, уголь доставлялся в российские порты Находка и Холмск, где его грузили на суда. По данным издания, часть груза была доставлена в Южную Корею и Японию в октябре 2021 г.

Позднее Bloomberg писало, что таможенная служба Южной Кореи подтвердила эту информацию и семь поставок были совершены с апреля по октябрь 2017 г. Так в Южную Корею было поставлено более 35 000 т угля на $5,8 млн. Он был оформлен, так как не было четких свидетельств того, что сырье имело северокорейское происхождение.

Похожую схему используют сейчас зарубежные трейдеры для торговли российской нефтью и нефтепродуктами: бленды отечественных углеводородов с другими сортами под названием «латвийская смесь» якобы позволяют уходить от различных эмбарго на российские энергоносители. По мнению Гришунина, можно отправлять грузы, например медную руду, уголь, из Монголии в северные порты России, куда проще проехать, чем в дальневосточные, и делать «монгольскую смесь», замешивая это сырье с российской продукцией для избежания санкций.