Авиадиспетчеры попросили у Путина 15 млрд рублей

Из-за сокращения полетов аэронавигация стала убыточной
Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний в 10 раз ниже, чем для иностранных, и доходы ГК ОрВД не смогут восстановиться в 2022 г. даже при росте внутренних перевозок в 2 раза, отмечает ФПАД/ Максим Стулов / Ведомости

Президиум Центрального совета Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД) от имени 30 000 работников национального провайдера аэронавигационных услуг ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК ОрВД, в ведении подконтрольной Минтрансу Росавиации) 29 апреля подготовил и направил президенту России Владимиру Путину письмо с жалобой на массовые сокращения персонала и просьбой о господдержке. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил президент ФПАДа Сергей Ковалев. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос «Ведомостей» не ответил.

Наиболее приемлемый, по мнению ФПАДа, вариант госпомощи – выделение ГК ОрВД до 15 млрд руб. с возвратом субсидии в течение пяти лет после начала активной авиационной деятельности в стране. Также есть вариант льготного кредитования с отсрочкой возврата кредита и процентов, но в этом случае, по мнению Ковалева, придется поднять тарифы ФГУПа как минимум в 3 раза, в том числе для российских авиакомпаний.

Сейчас стоимость аэронавигационного обслуживания – это менее 1% в цене авиабилетов, а для дальневосточных полетов оно бесплатное, подчеркивается в письме профсоюза. В 2020 г. по поручению правительства аэронавигационные сборы для российских перевозчиков были снижены на 50%, а для дальневосточных направлений – на 99,9%.

Ковалев напомнил, что во время пандемии при резком спаде полетов ГК ОрВД потеряла до 60% доходов, но тогда выжила «благодаря сохраненным ресурсам от деятельности за предшествующие годы». Но в связи со взаимными санкциями после начала специальной военной операции (СВО) на Украине полеты иностранных авиакомпаний над Россией упали более чем на 80%, говорится в письме.

Недружественные страны закрыли свое небо для российских авиакомпаний уже через несколько дней после начала СВО. Россия ответила зеркально, запретив перевозчикам ЕС, США, Британии и других стран, поддержавших санкции, летать над своей территорией. Это, в частности, лишило ГК ОрВД заметной части доходов от аэронавигационного обслуживания.

Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний в 10 раз ниже, чем для иностранных, и доходы ГК ОрВД не смогут восстановиться в 2022 г. даже при росте внутренних перевозок в 2 раза, отмечает ФПАД. Доходы от обслуживания российских перевозчиков покрывают не более 1/6 части расходов ГК ОрВД и не позволяют компенсировать издержки. ФГУП показывает «отрицательную экономическую эффективность порядка 2 млрд руб.» ежемесячно, утверждает профсоюз.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, сейчас доходы ГК ОрВД могут составлять 2–2,5 млрд руб. в месяц, а фонд оплаты труда – в 1,5 раза больше. По прогнозам ФПАДа, уже в октябре ГК ОрВД не сможет платить зарплату работникам. Из-за сокращения персонала начнутся проблемы с кадровым составом в России после восстановления полетов иностранных авиакомпаний, считает Ковалев.

В 2020 г. чистый убыток ГК ОрВД составил 28,1 млрд руб., в 2021 г. – 17,3 млрд руб. против прибыли в 32,8 млрд руб. и 14,7 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., писал РБК со ссылкой на отчеты. По данным Росавиации, в 2020 г. количество полетов в воздушном пространстве России сократилось к 2019 г. на 29% до 1,3 млн единиц, а в 2021  г. – на 11% до 1,6 млн.

Во ФГУПе на момент публикации не ответили на вопросы «Ведомостей», представители Минтранса и Росавиации не стали комментировать ситуацию.

В письме ФПАДа также утверждается, что руководство ГК ОрВД для сокращения расходов принуждает работников оформлять отпуск без сохранения зарплаты, отправляет в «фиктивный простой», устанавливает режим неполного рабочего дня, сокращает социальные гарантии.

«Начались массовые сокращения высококвалифицированного персонала, работники увольняются по собственному желанию, опасаясь остаться без выходного пособия», – подчеркивается в письме. С января по апрель 2022 г. из ФГУПа, по данным ФПАДа, уволено 1320 работников (около 5% от общей численности), из них 420 авиадиспетчеров (около 6% от всех действующих диспетчеров). По словам Ковалева, уволенных диспетчеров достаточно для 10 таких центров обслуживания воздушного движения, как, например, Калининградский. Источник в Росавиации напомнил, что первично сокращение в ГК ОрВД касалось административного аппарата.

Ковалев ранее уже говорил «Ведомостям» о конфликте в коллективе из-за ввода с 1 мая по 31 августа 2022 г. неполной рабочей недели и снижения зарплат на 20% на этот период. С 23 марта во ФГУПе по предложению профсоюза действовал эксперимент по четырехдневке со снижением зарплаты на 10%. Новый приказ о неполной неделе гендиректор ГК ОрВД Игорь Моисеенко подписал за полторы недели до своего увольнения по собственному желанию с 29 апреля («Ведомости» писали об этом 28 апреля).

Президент ФПАДа сетует, что обращения профсоюза и работников ФГУПа в Росавиацию, Минтранс и правительство результата не дали.

Инвестиционные планы ГК ОрВД уже скорректированы, сокращение административного персонала частично осуществлено и резервов для снижения издержек осталось не так много, говорит директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, в этой ситуации сокращение диспетчеров выглядит неизбежным. «Безусловно, в отличие от других специалистов линейной зависимости между интенсивностью полетов и численностью диспетчеров не существует. Но на фоне радикального снижения интенсивности полетов (существенно снизилась нагрузка на Московскую воздушную зону, на ряд других регионов) локальное, точечное сокращение персонала не должно вызвать драматического роста нагрузки на оставшихся сотрудников», – пояснил он.

Пересмотр ставок сборов Пантелеев счел рациональным: «Ставки не повышались очень давно, полагаю, что нужно последовательно наверстать все потери. Повышение ставок может быть как минимум на величину инфляции за минувшие годы, как максимум – с учетом инвестсоставляющей, которую взяла на себя ГК ОрВД», – сказал эксперт. «Возможно, стоит вернуться к практике финансирования программы развития аэронавигационной системы из средств федерального бюджета», – отметил он.

ФГУПу требуется долгосрочная господдержка вплоть до 2024 г., считает Бурмистров. Нужно искать не краткосрочное решение по субсидии, а более системное, полагает эксперт. «Перспективы возвратности средств представляются очень туманными, и, вероятно, лучше не рассчитывать на них. Самыми объективными решениями представляются досрочный выход на пенсию по возрасту тех, кто максимально близок по стажу. Также нужно жесткое антикризисное управление с фокусом на сохранение необходимого штата», – сказал он.

В подготовке материала принимала участие Елена Мухаметшина